В 2013 году доля нелегального программного обеспечения на белорусском рынке составила 86 процентов

Не укради

В 2013 году доля нелегального программного обеспечения на нашем рынке составила 86 процентов
«Веселый Роджер» на флагштоке, черная повязка на один глаз и верный попугай на плече — увольте, подобные ассоциации давно неуместны. Пират цифровой эры — всего лишь пользователь нелицензионного программного обеспечения. И, скорее всего, в вашем кругу общения не найдется человека, который хотя бы раз в жизни не устанавливал пиратскую операционную систему, игру или какую–нибудь простенькую программу. Статистика свидетельствует: в этом смысле большинство белорусов до сих пор верны вольному духу флибустьеров. По данным исследования ассоциации Business Software Alliance, в 2013 году доля нелегального программного обеспечения на нашем рынке составила 86 процентов.

Цифра, мягко говоря, нехорошая. Хотя современное пиратство полностью искоренить едва ли возможно, его уровень стоило бы снизить до показателя развитых стран, как США или Япония, — 20 — 30 процентов. Недавно региональные представители в Беларуси крупнейших компаний–производителей программного обеспечения на «круглом столе» обсуждали, как этого достичь. Спору нет, велик соблазн на инициативу правообладателей ответить народным принципом «вам надо — вы и боритесь». Мол, всегда пользовался «не совсем лицензионными» программами и пользоваться буду, а с вас, транснациональных корпораций, авось не убудет! Однако проблема гораздо глубже и сложнее, чем кажется. Поскольку не только лежит в плоскости недополученной производителем прибыли, но и наносит урон государственным интересам. Борьба с рынком контрафактного ПО является, например, одним из условий вступления в ВТО.

Вопрос напрямую касается недополученных налогов, которыми, так же как и любой другой товар, облагаются программы. Очень схематично масштаб потерь можно описать так. Предположим, в нашей стране используется миллион компьютеров. Стоимость легального программного обеспечения на каждом потянет минимум на 200 долларов. Но, как мы помним, на 86 процентов ПО — «не совсем лицензионное». Значит, бюджет, по самым скромным подсчетам, недосчитался в виде налогов примерно... 35 млн. долларов! Они могли бы пойти на строительство нескольких новых школ или современной больницы.

Увы, пока Беларусь входит в двадцатку самых неблагополучных стран по уровню компьютерного пиратства. Неудивительно, что эксперты Ассоциации по защите авторских прав в сфере информационных технологий предлагают уже и государству подключаться к борьбе с нелегальным ПО. Зарубежный опыт доказывает, что использование лицензионных программ благоприятно сказывается на развитии экономики: это ведь еще и новые рабочие места, и отсутствие барьеров в сотрудничестве с международными компаниями. Да–да, иногда препоны ставит именно пиратство. Скажем, в начале 2000–х на одном из крупных российских заводов сорвался многомиллионный контракт на поставку за рубеж турбин для ГЭС — предприятие не смогло доказать, что чрезвычайно сложное устройство сконструировано на лицензионном ПО. Иностранный заказчик резонно засомневался: где гарантии, что нелегальная версия программы, которая лишена технической поддержки фирмы–разработчицы, не произвела расчеты с ошибкой и какой–нибудь особенно важный сварной шов или винт оказался на своем месте?

А если в «опасной» программе сконструирован жилой дом? Вечно многолюдный торговый центр? Увы, представители компании Autodesk, ведущего поставщика ПО для промышленного и гражданского строительства, заметили, что зачастую в тендерах на проектирование зданий у нас участвуют сомнительные фирмы, у которых в крохотной комнатушке–офисе теснятся стул, стол да компьютер. С нелегальными программами, разумеется. За счет такой экономии они могут предложить меньшую цену, чем архитектурные бюро, стоимость одного лицензионного ПО в котором исчисляется десятками тысяч долларов... Но чаще всего выбравшие продукты под флагом «Веселого Роджера» компании жертвуют не столько чужой, сколько своей безопасностью. Например, внесенные в пиратскую версию программы для автоматизации бухгалтерского учета данные, которые, очевидно, относятся к коммерческой тайне предприятия, могут вдруг стать всеобщим достоянием.

Обычные пользователи–пираты также рано или поздно несут издержки. Ведь 90 процентов находящихся в свободном доступе нелегальных программ заражены вирусами. Наделены прочими недокументированными особенностями, здорово выкачивающими деньги из электронных кошельков и ворующими личные данные, а то и номера кредитных карт. Такую статистику приводят представители известных разработчиков ПО и добавляют: основной фронт войны с компьютерным пиратством — это все–таки борьба с фирмами, использующими нелегальные программы для извлечения прибыли. Рядовые пользователи — дело второстепенное. Хотя, думается, искоренить обе проблемы можно лишь тогда, когда все мы осознаем: заповедь «не укради» в наши дни распространяется и на интеллектуальный продукт.

akostyukevich@sb.by

Советская Белоруссия №211 (24592). Вторник, 4 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter