В первые дни работы без кондукторов "СБ" отправилась в рейд вместе с ревизорами

Не пойман — не «заяц»?

В первые дни работы без кондукторов "СБ" отправилась в рейд вместе с ревизорами ловить безбилетников.
С 1 сентября пассажиры минского общественного транспорта привыкают к нововведениям. Теперь купить талончик напрямую у кондукторов не получится: «Минсктранс» упразднил эту должность. Зато число контролеров увеличилось до 400 человек. В первые же дни работы по–новому корреспонденты «СБ» отправились в рейд с ревизорами ловить почувствовавших вольницу безбилетников.

контролер2.jpg

— Предъявляем, пожалуйста, оплату! Спасибо! — к каждому вежливо подходят контролеры ГП «Минсктранс» Раиса Жучко и Тамара Вишнякова. Мне с непривычки трудно было даже вообразить, сколько раз эта фраза повторится в первом же «нашем» автобусе. А если таких рейсов 50 — 60? Ведь именно столько в среднем за смену проверяют контролеры. Но не в этом дело. Раньше, завидев ревизоров на остановке, многие пассажиры чуть ли не по головам друг друга мчались к привычным красным компостерам–дыроколам пробивать талончики. Теперь бесполезно: контролеры блокируют систему при входе в автобус своими смарт–картами. То же может сделать и водитель. Поэтому первый «заяц», едва не сбив с ног нас с фотокорреспондентом, летит к двери. Двери закрылись — барышня выбежать не успела. На просьбу предъявить билет начинает обвинять контролера во всех смертных грехах, мол, из–за нее не вышла где надо, теперь пропустит важную встречу. Кричит долго, но билета так и не находит. Пришлось оплатить штраф. Однако и на следующей остановке девушка не покинула салон. Куда только спешила?


— А что «Минсктранс» теперь и с фотографом ездит? — сердится один из пассажиров, косясь на нашего фотокора.


Другой медленно и с недовольным видом достает свой проездной и так же, не спеша, протягивает его контролеру. Тем временем безбилетник пытается выпрыгнуть из троллейбуса через закрывающиеся двери. Невероятное тут нужно иметь терпение!


— Почаще заходите, — кричит нам вслед пенсионер. — Будем ездить в свободном транспорте: «зайцы» удирают чуть ли не через окно!


В другом автобусе попался «заяц» со стажем. Когда мужчину попросили предъявить оплату, он с горькой усмешкой достал штук 6 оплаченных штрафных квитанций! Дешевле было бы проездной купить...


— У многих контролеров есть свои принципы, — рассказывают Раиса Ивановна и Тамара Владимировна. — Так, практически никто из нас не штрафует бабушек–пенсионерок, беременных женщин, школьников без наличия документа. Бывает, по человеку сразу видно, что нет у него денег, куда же еще штраф выписывать? Или не было у водителя талонов. По закону пассажир все равно является безбилетным, но он же хотел оплатить — тогда мы обычно с него тоже штраф не берем. Бывают такие, что пока не накажешь — не поймут. А бывает, принципиально заявляют: «Я не платил и платить не буду!» К таким и речи не может быть о каком–то снисхождении...


Несколько рейсов проверяем без эксцессов. На остановках даже успеваем поговорить, на какие ухищрения идут «зайцы» ради сэкономленных 4.000 рублей.


— У безбилетников есть разные способы, — делится наблюдениями Тамара Владимировна. — Кто–то ездит бесплатно, кто–то — по поддельным документам. Школьные справки подделать проще. Был удивительный случай: женщина ездила по инвалидному удостоверению уже лет пять как покойного мужа. Чаще всего «зайцы» пытаются уверить нас, что электронная система не сработала. Но мы можем проверить это на своих терминалах. Если человек говорит, что платил, а высвечивается, что дата последнего использования смарт–карты — 4 месяца назад, то все понятно. Хотя «зайцев» немного: процентов 90 — 95 пассажиров добросовестно пробивают талоны и покупают проездные...


Кстати, контролеры не совсем довольны своими приборами. Скажем, пассажир автобуса с пеной у рта уверял нас, что система на его БСК просто не сработала. Контролер проверил — проезд не оплачен. Можно, конечно, штрафовать всех без разбору. Но ведь человек мог плохо приложить смарт–карту или уже после того, как система была заблокирована. Да мало ли разных ситуаций! И вот, чтобы разобраться, контролеру через переполненный автобус приходится пробираться к валидатору, чтобы разблокировать систему, приложить «спорный» проездной еще раз — на второй попытке высвечивается оставшееся число поездок или сроки действия смарт–карты. Что тогда показывает дорогой терминал в руках у работников контрольной службы? Все, даже температуру, но только не информацию о самом проездном. Этим и пользуются обманщики–«зайцы»: мол, я платил, это все система виновата! Как оказалось, и тот спорщик просто «приберег» свой проездной, рассчитанный на определенное количество поездок...


Кстати


Гродненские безбилетники придумали новаторский способ прокатиться на халяву. Теперь в соцсети есть закрытая группа «Контроль! Гродно», где более 5 тысяч человек оперативно делятся информацией о ревизорах на различных маршрутах. Дошло до того, что участники группы стали делать «селфи» на фоне работающих контролеров! «В цивилизованном обществе проезд без билета не может оставаться безнаказанным, — считает начальник контрольно–ревизорского отдела ОАО «Автобусный парк г. Гродно» Владимир Фролов. — Эта же группа фактически призывает школьников и студентов (а именно они в основном подписчики группы) не платить за проезд. Я считаю, что эта группа незаконна и с ней надо бороться. Мы обращались в прокуратуру в июне, но ждем ответа до сих пор. Справляемся своими силами: стараемся отслеживать сообщения от участников и оперативно менять маршруты контролеров, с разрешения начальства стали работать без специальной формы. У нас далеко не самый дорогой проезд по сравнению с другими странами, чтобы за него не платить».


Вопрос ребром


Что изменилось с упразднением кондукторов?


Прежде в салонах продавали талоны около 1.000 человек. Где они сейчас? Начальник финансово–экономического управления ГП «Минсктранс» Анна Михайловская рассказала: все они при желании были трудоустроены на должность либо контролера, либо кассира. Хотя новоиспеченные ревизоры опасаются: теперь зарплата будет заметно ниже, ведь раньше они зарабатывали еще и за счет продажи проездных и талонов прямо в рейсе. «Как известно, зарплата контролеров зависит от количества штрафных квитанций, — уточняет Анна Михайловская. — Так что при ответственном отношении к работе заработок может даже увеличиться». А чтобы отношение было ответственным, контролерам, оказывается, устанавливают нормы по поимке «зайцев». Если раньше в день нужно было выписать 3 штрафные квитанции, то теперь — 4 за смену. Причем день на день не приходится. Иной раз, говорят контролеры, заходят они в автобус — а там у всех проездные. Как быть с ребенком, который забыл дома справку из школы? Или с бабушкой, у которой нет при себе инвалидного удостоверения? А ведь, по закону, это все безбилетники.


Пассажиры тоже почувствовали неудобства. Теперь талон, если не приобрел в киоске, можно купить только у водителей. И бумажные билеты, бывает, у него заканчиваются, а в час пик к кабине не пробраться. Да и водители порой просто не успевают обилетить всех за одну остановку. Полегчало пока, наверное, только безбилетникам. Проехать на халяву стало проще: на ревизора можно и не нарваться, а в случае чего — вовремя выскочить. И хоть «Минсктранс» говорит о дальнейшем увеличении штата контролеров, пока любители бесплатной езды полны энтузиазма.


olga.zybenko@gmail.com


Советская Белоруссия №174 (24555). Пятница, 12 сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter