Нобелевскую премию мира за 2014 год присудили 17–летней пакистанской правозащитнице Малале Юсуфзай

Не обижайте малых сих

Нобелевскую премию мира присудили 17–летней Малале Юсуфзай и 60–летнему индийскому активисту Кайлаш Сатьярти
Нобелевскую премию мира за 2014 год присудили 17–летней пакистанской правозащитнице Малале Юсуфзай и 60–летнему индийскому активисту за права детей Кайлаш Сатьярти. Как отметили в Нобелевском комитете, лауреаты награждены за то, что «боролись против угнетения детей, а также за их право на получение образования».


Тот, кто ожидал услышать громкие имена, наверняка разочарован. А зря. Во–первых, Нобелевская премия мира давно уже перестала быть рейтингом достижений. Это в XX веке, когда была выстроена строгая мировая иерархия и на международной арене вели игру два сильнейших игрока, можно было четко определить, кто конкретно побеждает в этой игре. И лауреаты Нобелевской премии были конкретными субъектами этих побед. Маршалл, Брандт, Киссинджер, Сахаров, Валенса, Мандела, Горбачев... Они были одновременно и символами, и делателями своей эпохи.

В наш хаотичный век остались только символы. Вернее, никому не известные нобелевские лауреаты XXI века используются как символы того, что даже самый маленький человек может вносить вклад в политику мира. Да и как иначе, если предсказанный Фукуямой «конец истории» вовсе не привел к превращению либеральной демократии Запада, как было обещано, «в окончательную форму правительства в человеческом обществе». В таких условиях, когда нет ни общепризнанных правил, ни общепризнанных лидеров, да, по большому счету, ни общепризнанных ценностей, логично обратиться к маленькому человеку.

Другое дело — являются ли такие маленькие люди, имя которых мы впервые узнаем при оглашении премии мира, делателями эпохи? К сожалению, нет. Скорее, они ее жертвы.

Юная Малала Юсуфзай является такой жертвой в прямом смысле слова. Ее имя обошло в свое время весь мир, и, кстати, рассказывали историю этой пакистанской девочки мы не раз на страницах нашей газеты. Напомню, 9 октября 2012 года активист движения «Талибан» вошел в школьный автобус и расстрелял девушку в упор. Писали, это была месть за то, что Малала вела популярный блог. В нем она рассказывала о том, что талибы запрещали ходить в школу всем девочкам, о казнях и убийствах, творимых боевиками...

Малала была тяжело ранена в голову и шею. Однако врачам удалось спасти ее жизнь. Сейчас девушка вместе с родителями живет в Британии. Собственно, это и есть ответ о символическом значении нобелевского лауреата. Сидя в британской студии радиостанции Би–би–си, она может лишь помогать формировать существующий информационный тренд, но никак не определять ход событий на своей родине. Определяют сильные, а не слабые.

Как говорили во времена Киплинга, «сегодня Восток моден». Так и сейчас происходящие на Большом Ближнем Востоке события формируют мировую повестку дня и занимают все информационное пространство. Малала Юсуфзай стопроцентно попадает в существующий тренд. Юный борец с чудовищным «Талибаном»! Что может быть лучше этой картинки для напуганного западного обывателя, когда он видит, как террористы режут головы в прямом эфире таким же испуганным западным парням? Как исламисты разъезжают на джипах под зелеными знаменами по всему региону, грозя расправиться с «неверными» по всему миру?

И когда становится ясно, что там, на Востоке, происходит какой–то страшный крен в бездну, телезрителю преподносят красивую таблеточку от страха — смотрите, юная, смелая и прекрасная Малала с нами... Сеанс психотерапии. Желание не замечать ни того, что местное население, живущее в нищете и грязи, вообще–то поддерживает боевиков. Ни того, что их идеология построена на превосходстве над «неверными», а эта штука пострашнее Гитлера будет.

Но обсуждать эти новые вызовы Запад всерьез не готов. Потому что серьезный анализ неизбежно подорвет основы господствующего сегодня дискурса на политкорректность. Сегодня в европейских странах просто опасно обсуждать те проблемы, которые несут европейцам их бывшие подопечные с Востока. Куда легче преподнести кукольно–красивый образ юной девушки, уверяя, что именно такие герои спасут мир. А может, спасать его никто и не хочет, вот в чем вопрос...

Что же до второго нобелевского лауреата, то Кайлаш Сатьярти устраивал многочисленные протестные акции против эксплуатации детского труда. Сейчас он возглавляет Всемирную кампанию за образование, в которую входят более 400 неправительственных организаций. Занятие, конечно, благородное, но каким образом оно поможет делу мира, понять трудно. Впрочем, здесь можно хотя бы оценить тонкий вкус Нобелевского комитета — поставив рядом индийца и пакистанку, они напоминают, что есть в этом регионе такие мощные и сильные государства, как Индия и Пакистан. Две страны с весьма сложными отношениями, но с огромным потенциалом. И стоит государствам Большого Ближнего Востока перейти к настоящему сотрудничеству, многие проблемы удастся решить, не прибегая к жертвам среди маленьких людей.


romanova@.sb.by

Советская Белоруссия №195 (24576). Суббота, 11 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter