Насильное рукопожатие

Деревня Васильевка одна из трех в Добрушском районе, где намечается упразднение сельского Совета...

Деревня Васильевка одна из трех в Добрушском районе, где намечается упразднение сельского Совета. Эта новость вызвала поток жалоб у крестьян.


...Вообще–то в укрупнении сельсоветов ничего нового нет. Последние три года такая реорганизация идет по всей стране. У процесса есть объяснение. Почти полвека в Беларуси не менялось административно–территориальное устройство. Деревни, некогда насчитывавшие по тысяче дворов, теперь едва могут похвастать и двумя сотнями жителей. Иметь в них сельсовет, считают государственные менеджеры, сегодня неэффективно: и по затратам на его содержание, и по возможностям развития населенного пункта. Здесь, как правило, нет предприятий и источников дохода. Выход — сельский Совет должен обслуживать несколько деревень. Но чтобы теория вписалась в жизнь без погрешностей, на местах такие решения продумываются до мелочей. Неужели что–то упустили в случае с Васильевкой?


«...Был свой колхоз, но его соединили с колхозом поселка Тереховка. Теперь вот хотят забрать сельсовет. До Тереховки 11 километров и нет автобуса... Не будет сельсовета — не будет клуба (его надо ремонтировать), агрогородка...» — таков набор человеческих тревог. Есть чем обеспокоиться. Отправляюсь в Добрушский райсовет депутатов и исполком.


— Были у нас обращения из Васильевки, — председатель районного Совета депутатов Михаил Каунов выкладывает на стол переписку. — Встречались с людьми. Перемены нужны. Совет обслуживает две деревни, всего 786 человек. А это — затраты по содержанию здания, техническому оснащению... Разумнее отдать эти деньги Тереховскому поселковому Совету, усилить его.


«Спору нет. Но людям трудно будет получить необходимые справки — прямого автобуса на Тереховку нет, возникнут проблемы с клубом, агрогородком», цитирую письмо.


— Здесь останется специалист для оформления справок, — парирует Каунов. — Прием председателя поссовета организуем так, чтобы людям не нужно было ездить в поселок.


— А если вдруг понадобится?


— Мы уже поставили вопрос перед автопарком об организации маршрута. Что до клуба, то его реконструкция намечена на будущий год. В 2010 году в Васильевке запланировано и создание агрогородка.


Тогда почему так встревожены сельчане? Еду в Васильевку.


Видавший виды мехдвор, телята на асфальте (позже, правда, выяснилось: временно — до открытия нового комплекса) — первые впечатления навеяли мысли о непростой доле этой деревни. Но прошлась по улице, огляделась — и настроение резко изменилось. Чистая, устроенная деревня. Школа, роскошная амбулатория, «скульптуры» из запчастей. Готовый агрогородок...


А ко мне уже спешат местные жители.


— Останется в деревне специалист сельсовета, — начинаю с хороших новостей. — И справки будет выдавать. Обещают так организовать прием, чтобы все делалось оперативно, — передаю услышанное.


— Ага, нам по колхозу тоже много обещали, — недоверчиво смотрят сельчане.


Я начинаю понимать, откуда их тревоги. Год назад местный СПК влился в частное сельскохозяйственное унитарное предприятие «Тереховка–Агро» ОАО «Гомельоблсельхозхимия». Люди говорят, что тогда обещали создать в Васильевке подразделение, оставить часть техники. Но за считанные дни мехдвор опустел, вскоре сюда перевели телят...


— Так ведь людям работу дали, зарплата подросла, — вспоминаю официальные ответы местных руководителей. — Хозяйство строит животноводческий комплекс. Что ж тут плохого?


— Оно–то так, — соглашаются крестьяне. — Только тех жителей Васильевки, которые не работают в хозяйстве, будто из жизни вычеркнули. Канализацию откачать — обращайтесь в коммунхоз, по пастбищу просили помочь — отказ...


Руководитель предприятия Роман Третинников не понимает, чем местные жители недовольны. По хозяйствованию вопросов быть не должно. У работников «Тереховки–Агро» жалоб нет. Другим сельчанам тоже вроде навстречу идут.


— А что для деревни в этом году делали по благоустройству? — спрашиваю.


— Ничего не делали. Колодцы — это сельсовет. Водопровод — коммунальники. Дороги — дорожники, — отчитывается молодой руководитель.


Как горожанке мне его ответ понятен. Не бегу же я по бытовым поводам в соседнее предприятие. Только на селе пока все же по–другому. И четкий рационализм здесь, видно, иначе трактуется. Из разговоров с местными жителями почувствовала: присоединяли бы сейчас Васильевский сельсовет, например, к Гомелю — не столь остро воспринимали бы, как слияние с Тереховкой... А тут еще беда с клубом — центром сельской жизни. Давно течет кровля. Сейчас отопление в ДК отключили, а культработникам предложили переехать в две комнаты бывшей колхозной конторы. Правда, с отоплением и там проблема — никак не могут отладить после года запустения...


— У нас дети поют–танцуют! — болеют душой старики. — Куда им теперь?


...Решение об упразднении Васильевского сельского Совета сейчас проходит юридическую экспертизу и законной силы пока не имеет. Но в районе собираются еще раз встретиться с людьми — понятно и доступно разложить им возможное будущее «по полочкам». И от обещанного не отклоняться ни на шаг.


Кстати


С 2006 года в области объединено 24 сельсовета. Последнее решение местных властей предполагает реорганизацию еще 20.


В то же время


Вопросы по хозяйствованию к «Тереховке–Агро» все же есть. Госконтроль обнаружил здесь порчу зерна, рапса и подсолнечника, хранившихся вне правил на бывшем мехдворе. Потери — около 43 миллионов рублей. Материалы направлены в прокуратуру.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter