Александр Лукашенко поздравил Алину Талай и Марину Арзамасову с успехом

Нас не догонишь

Президент поздравил Алину Талай и Марину Арзамасову с успехом
Чемпионат мира по легкой атлетике в Пекине завершился для нас мажорной точкой. Сперва Алина Талай сумела подняться на пьедестал в беге на 100 метров с барьерами, а затем Марина Арзамасова в блестящем стиле выиграла забег на 800 метров, став чемпионкой мира! Александр Лукашенко поздравил наших спортсменок с успехом. В обращении к Марине Арзамасовой, в частности, говорится: «Ты стала лучшей на планете, и сегодня весь мир рукоплещет твоему успеху. Спасибо тебе за высокое спортивное мастерство и волю к победе. Ты еще раз доказала, что белорусская женщина — надежная опора нашего общества, краса и гордость нашей Родины!»


Блестящий стиль Марины Арзамасовой


Год назад на первенстве Европы в Цюрихе Марина Арзамасова повторила достижение своей знаменитой матери Равили Аглетдиновой и стала чемпионкой. Об этом ее достижении, безусловно, помнили и в Пекине. Но понимали, что в столице Китая европейский титул не гарантирует ровным счетом ничего. Здесь моду в последнее время диктуют совсем другие страны и спортсмены. В основном — кенийские. Африканцы на дорожках нынешнего чемпионата мира вообще никому не дают спуску. Своего претендента на победу имели и в женском беге на два круга. Точнее сказать, кенийка Юнис Джепкох Сум титул этот уже завоевывала. В позапрошлом году, когда никому не оставила шансов на стадионе «Лужники» в Москве. Чего–то подобного Сум ждала и от Пекина, однако уже на первой стадии стало понятно: у Юнис Джепкох появились соперницы. В первую очередь это Марина Арзамасова и Мелисса Бишоп из Канады. Понимая сложность ситуации, Сум решила «тормозить» забег, чтобы фирменным финальным спуртом вырвать золото. Однако задумку кенийки Арзамасова просчитала верно. Вырвавшись из–за спин соперниц еще в середине второго круга, она буквально выцарапала победу в решающем рывке на финише. Ставшая третьей, Сум проиграла Марине всего 0,15 секунды. «Серебряная» Бишоп — более подходящие для спринта 0,09. И потому, появившись в микст–зоне, Марина Арзамасова выглядела абсолютно счастливой. Титулов на чемпионатах мира по легкой атлетике Беларусь не завоевывала уже 8 лет, а в беговых дисциплинах последнее такое достижение принадлежит Татьяне Ледовской, в далеком 1991 году выигравшей две золотые медали в Токио!



— Я когда на финиш прибежала, первым делом у тренера спросила: «Это на самом деле происходит или я сплю?» Говорит: «Да! На самом деле! Ты — чемпионка!» Я ведь волновалась очень. Очень сильно мечтала об этой медали. Золотой медали чемпионата мира. Просто жила ею. Тем более что меня вдохновили сразу несколько событий. Во–первых, победа Дафни Шипперс. Когда она выиграла финал на 200 метров, мы с тренером просто с ума сходили — так за нее радовались. Потом — Сергей Шубенков. Мой друг, ставший чемпионом в барьерном спринте у мужчин. И, наконец, Алина Талай. Когда она финишировала третьей, мы чуть голос не сорвали. Тренер тогда, помнится, сказала: «Смотри, сколько людей показали тебе, что нет ничего невозможного! Так сделай это и ты!» Так что мое волнение на старте было не паникой, а легким переживанием на грани уверенности. Тренер сказала: «Ты — готова. Так что беги, думай и делай все так, как ты сама считаешь нужным».

— Ты понимала по ходу дистанции, что идешь на золото?

— Я знала, что будет лишь два варианта развития событий: или очень быстрый забег, или очень медленный. Девочки начали медленно, и я поняла, что при таком раскладе на финише может случиться все, что угодно. Решила финишировать первой! Хотя я бы предпочла бежать еще быстрее — это не так волнительно.

— Для тебя важно, что этой победой ты превзошла достижения своей знаменитой матери?

— Еще большее значение имеет то, что наша школа, школа Владимира Пологова, жива и по–прежнему сильна. В свое время он передал свои знания моей маме и моему нынешнему тренеру Наталье Духновой. Она — мне. И эта преемственность, как видите, приносит результаты. Эту медаль мы с тренером должны делить пополам: по большому счету, я лишь старательно выполняла то, что она говорила.

— Ты говорила, что много ездила по коммерческим стартам. Финансовый вопрос для тебя имеет большое значение?

— Не определяющее — точно. Просто мне тоже нужно на что–то жить, спорт — моя работа. Но если говорить о целях, то они у меня гораздо более масштабные и, если так можно сказать, великие. Каждый спортсмен, претендующий на по–настоящему высокие результаты, по своей сути очень честолюбив. Сама возможность стать чемпионом значит куда больше, чем все прочие аспекты, призы и бонусы. Я бы этот титул не променяла на все сокровища мира.

Победа по расчету


Вряд ли на всем огромном стадионе «Птичье гнездо» был человек, радовавшийся победе Марины Арзамасовой больше, чем Наталья Духнова. Ставшая в 1994 году чемпионкой Европы на 800–метровой дистанции, год назад она сумела повторить это достижение вместе со своей ученицей — Арзамасовой, а в минувшую субботу шагнула вместе с ней на мировую вершину. И пусть сама Духнова на пьедестал «Птичьего гнезда» подняться не смогла, ее роль в появлении там Марины Арзамасовой переоценить просто невозможно.

— Можете сравнить ощущения от нынешней победы и завоеванного Мариной год назад титула чемпионки Европы?

— Это разные победы. В Цюрихе мы, по большому счету, лишь немного приоткрыли дверь к большим победам, заглянули туда, где обретается мировая элита. А в Китае уже по–настоящему вошли в этот «клуб». И тогда, и сейчас это стоило нам очень больших усилий.

— Марина говорит, что вы можете все заранее просчитать и разложить по полочкам. Вы знали, что она победит?

— Я не исключала этого. Я ведь знала, какую колоссальную работу мы проделали, представляла возможности Марины. И очень рада, что у нее хватило терпения и психологической выносливости. Без этих качеств на длинных дистанциях делать нечего. На чемпионате в Москве у Марины еще были сомнения в себе. Но с тех пор результаты выросли, а с ними пришла уверенность. Победу в Пекине принес результат 1.58,03. Но мы предполагали, что для этого может потребоваться «разменивать» и 1.57, Марина подсознательно была к этому готова. Накануне обговорили с ней буквально каждый сантиметр дистанции, и я сейчас ничуть не преувеличиваю. И даже то, что Сум начнет «сушить» скорость, для нас не стало сюрпризом. Я, признаться, думала она еще медленнее побежит, показала Марине место на стадионе, с которого все и начнется. Так в точности и получилось.

— У такого продуманного стратега никогда не захватывает дух от осознания, что потенциал ученицы может оказаться выше самых оптимистичных прогнозов?

— Знаете, бывает. Но я никогда этим не делюсь. Я ведь и об Олимпиаде в Рио давно думаю. И саму часто эмоции переполняют. Но грузить ими Марину опасно. Так что я сначала переварю, переживу их все внутри, потом вернусь на землю, выдохну и спокойно расскажу ученице, как мы будем побеждать дальше. В этом ведь и состоит работа тренера.

Белорусские чемпионы мира по легкой атлетике

1983 г.Хельсинки (Финляндия). Александр Трощило. Эстафета 4х400 м.

1991 г.Токио (Япония). Татьяна Ледовская. 400 м с/б, эстафета 4х400 м (за СССР).

1995 г.Гетеборг (Швеция). Эллина Зверева, метание диска; Наталья Шиколенко, метание копья.

2001 г.Эдмонтон (Канада). Янина Корольчик, толкание ядра; Эллина Зверева, метание диска.

2003 г.Париж (Франция). Андрей Михневич, толкание ядра; Иван Тихон, метание молота; Ирина Ятченко, метание диска.

2007 г.Осака (Япония). Иван Тихон, метание молота.

2015 г.Пекин (Китай). Марина Арзамасова, бег, 800 метров.

Звезды над Пекином

Завершившийся на пекинском стадионе «Птичье гнездо» чемпионат мира 

по легкой атлетике запомнился не только финальным аккордом белорусских спортсменов. Событий, в той или иной мере претендующих на звание знаковых, в эти девять дней хватило бы на несколько турниров. Вспомним самые яркие.

Феномен чемпионата

Усейна Болта в Пекине много. Еще со времен Олимпиады–2008 ямайский спринтер улыбается из самых, казалось бы, неожиданных мест. В метро, в магазинах, на задворках промышленных зон и даже с мотоциклетных шлемов. После чемпионата мира многомиллионные толпы фанатов просто обязаны поставить Болту памятник перед входом на стадион. Усейн его заслужил, по всем статьям победив в тяжелейшей войне мышц и нервов американца Джастина Геттлина. Кульминацией стал финал эстафеты 4х100 метров. В котором сборная Ямайки принесла своему лидеру беспрецедентный 11–й титул чемпиона мира. На двоих с доминировавшей на женской стометровке Шелли–Энн Фрейзер–Прайс золотых мировых наград у ямайского дуэта аж 18!


Финал эстафеты  4х100 метров.

Провал чемпионата

В Пекин французский прыгун с шестом Рено Лавеллини (на снимке) ехал за титулом. Даже о рекорде Сергея Бубки подумывал. Побил же он казавшееся вечным достижение украинца в закрытых помещениях! Тем оглушительнее получился провал. За попытками соперников на низких высотах француз следил, лежа в стороне с не сходящей с лица язвительной улыбкой. С ней же выходил на разбег перед установленной на «разминочной» для него высоте 5,80 метра. Взлететь выше Лавеллини не удалось. Как итог — третье место.



Допинг чемпионата

Соревнования в Пекине должны были стать самыми чистыми в истории легкой атлетики. На фоне скандальных разоблачений журналистов телеканала ARD и начатых расследований принимать запрещенные препараты мог решиться лишь самый отчаянный. Таковых оказалось немного. Кенийки Джойс Закари и Коки Манунга, которые участвовали в соревнованиях в беге на 400 метров и на 400 метров с барьерами соответственно, были отстранены от соревнований из–за положительных результатов допинг–тестов. Но главный скандал разразился за несколько тысяч километров от столицы Китая. Россиянин Александр Яргунькин, который должен был стать единственным представителем блиставшей некогда российской школы ходьбы, был снят с уже готового вылететь в Пекин самолета. Причина — подозрение в использовании запрещенных препаратов.

Сенсации чемпионата

Таковых в Пекине случилось сразу несколько. В числе главных — победа белорусской бегуньи Марины Арзамасовой, оставившей не у дел чемпионку мира Юнис Джепкох Сум, южноафриканский студент Уэйд ван Никерк, больно щелкнувший по носу самого Лашона Меррита в финале 400–метровки, и тинейджер из Эритреи Гирмей Гебрисиласси, не посрамивший славы великого однофамильца на финише мужского марафона. Особняком в этой компании стоит словак Матей Тот. Преимущество спортсмена, ранее имевшего в списке наград лишь серебро чемпионата Европы в ходьбе на 50 километров, оказалось таковым, что в середине дистанции Тот решил сходить в туалет. Вернувшись на дистанцию, словак не только сохранил лидерство, но и сумел увеличить прежний отрыв на финише.


Матей Тот.

Киборг чемпионата

9.045 очков. Таков теперь мировой рекорд в десятиборье. Автор, естественно, американец Эштон Итон (на снимке). Человек–машина, катком прошедшийся по соперникам на стадионе «Птичье гнездо». Занявший второе место канадец Дамьен Уорнер набрал (для сравнения) на 350 очков меньше. Сам же Итон со своими результатами мог бы запросто заявляться на чемпионате мира и в отдельных видах. Был бы как минимум среди лидеров.



komashko@sb.by

Фото: Рейтер, БелТА.

Советская Белоруссия № 166 (24796). Вторник, 1 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter