Более 80 процентов субъектов хозяйствования перешли на электронный документооборот с налоговыми органами

Налоги в цифре

Министерство по налогам и сборам постоянно работает над созданием простых и максимально удобных условий для уплаты налогов. Проводит активную цифровизацию: функционирует контакт-центр, появляются мобильные приложения, развиваются электронные сервисы. Сегодня более 320 тысяч субъектов хозяйствования имеют возможность электронного взаимодействия с налоговыми органами — это 81,6 процента от общего количества. Узнали в МНС о прогрессивном налогообложении и планах по внедрению новаций.


Просто и комфортно

Налоговая сфера активно внедряет новые электронные технологии. От цифровизации процессов плательщики в целом ожидают снижения части административной нагрузки с бизнеса, уменьшения непроизводственных издержек, облегчения взаимодействия с налоговыми органами, минимизации количества проверок. Создание цифровых сервисов призвано облегчать поиск необходимой информации налогоплательщиками и налоговыми органами, да и в целом ориентировать на открытость и упрощение доступа к налоговой информации. Это оказывает непосредственное влияние на развитие предпринимательства в стране.

Совершенствование администрирования налогов — процесс постоянный. По актуальным данным министерства, количество субъектов хозяйствования, имеющих возможность электронного взаимодействия с налоговыми органами, составило свыше 320 тысяч. Среди них организаций — 87,7 процента, индивидуальных предпринимателей — 78,1.

— За прошедшее пятилетие налоговой службой проделана масштабная работа по улучшению качества и оперативности предоставляемых плательщикам услуг. В первую очередь за счет цифровизации — она создает простые и максимально удобные условия для уплаты налогов за счет электронных процессов взаимодействия с плательщиками, — отмечают в МНС.

К минимуму сводится посещение налоговых органов. Так, большую помощь при дистанционном взаимодействии оказывают сотрудники контакт-центра, которые разъясняют физическим лицам и индивидуальным предпринимателям нормы действующего законодательства, а также оказывают техническую поддержку электронного сервиса «Личный кабинет плательщика», системы электронного декларирования и иных электронных сервисов министерства.

— За девять месяцев 2023-го в контакт-центр поступило более 177 тысяч звонков, из них свыше 41 тысячи — вопросы технической поддержки и более 136 тысяч — вопросы методологии, — добавляют в главном управлении развития налоговых органов МНС.

Сохранять дистанцию

Дистанционное взаимодействие с плательщиками в целом подразу­мевает системное информирование об изменениях налогового законодательства, разъяснение о порядке действий при применении различных систем налогообложения, подаче налоговой отчетности, а также при принятии решения о начале предпринимательской деятельности. Довольно исчерпывающую информацию по этим и другим вопросам оперативно предоставляет сайт МНС, официальные аккаунты в Telegram и Instagram.

Официальный сайт с каждым годом становится все более привлекательной и востребованной плательщиками платформой, к тому же простой и удобной в использовании. Так, по данным МНС, на официальный электронный портал ведомства поступило более 32,4 миллиона электронных деклараций и 10 миллионов других электронных документов, в том числе за 2023-й — свыше 2,2 миллиона и 760 тысяч соответственно.


— Пользователям сайта предоставлен полноценный предварительный контроль заполнения электронных деклараций и других документов. Это позволяет плательщикам сэкономить время для соблюдения форматов и агрегации итоговых данных, а также при приеме отчетности в учетной системе на стороне инспектора, — акцентировали внимание в главном управлении развития налоговых органов МНС.

На главной странице официального сайта ведомства размещено 20 общедоступных электронных сервисов. Публикуется информация с пошаговыми инструкциями, где простым языком разъясняется, как пользоваться теми или иными электронными сервисами. Так, спросом пользуется электронный сервис «Вопрос — ответ». Также работает поиск ответа на типовые вопросы, что существенно облегчает плательщикам отбор информации. В помощь и чат-бот — МНС разработало виртуального помощника в рамках создания единой системы интеллектуальной обработки данных.

Постоянно увеличивается количество субъектов хозяйствования и физических лиц, использующих электронный сервис «Личный кабинет плательщика». Функционал этого сервиса направлен на максимальное предоставление пользователям информации об объектах, подлежащих налогообложению по сведениям налоговых органов, расчет сумм к уплате подоходного, единого, имущественного налогов с физлиц. С использованием личного кабинета плательщика организации могут не только заполнять налоговые декларации и иные документы, но и формировать проекты деклараций на основе сведений книги учета доходов и расходов организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Совершенствуется и мобильное приложение МНС для физических лиц. Его наполнение в основном соответствует сервисам веб-версии личного кабинета. Сейчас доступно дистанционное подключение к нему. Так, число физлиц, имеющих доступ к «Личному кабинету плательщика», уже составило 1 145 610.

Вот это сервис

С февраля 2023-го запущен электронный сервис «Книга учета доходов и расходов». Он удобен для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. Сервис функционирует в режиме опытной эксплуатации. С начала запуска им воспользовались более 6,6 тысячи плательщиков.

— Сервис позволяет упростить налоговый учет и администрирование налога за счет возможности автоматически включать в «книгу» данные о наличных и безналичных расчетах из системы контроля кассового оборудования, а также данные банка о движении денежных средств по счету, автоматически формировать налоговую декларацию и расчет налога. При этом плательщик может использовать различные справочники, подсказки, базы данных, — поясняют в министерстве.

МНС также успешно реализовало новый сервис «Информация о суммах налогов и платежей в году». Он позволяет физическим лицам увидеть все начисленные суммы в текущем году и ближайшие сроки уплаты, оплатить налоги можно посредством ЕРИП, используя мобильные банковские и платежные сервисы.

Также для повышения эффективности налогообложения с января 2023-го внедрена цифровая платформа по администрированию налога на профессиональный доход. Мобильное приложение простое и удобное — число его пользователей выросло до 108 тысяч.
Среди новаций в Налоговый кодекс Беларуси — предложение об уплате имущественных налогов единым платежом. Чтобы это реализовать, МНС разрабатывает специальное программное обеспечение. Данный платеж будет доступен в ЕРИП.

Андрей Ковалевский, начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам, уточняет:

— Около 3,5 миллиона белорусов уплачивают имущественные налоги. Сейчас если физлицо владеет, к примеру, квартирой, машиной и дачей, то платит несколько налогов — на недвижимость, транспортный и земельный. В будущем планируется, что физлицо будет уплачивать все три имущественных налога одной общей суммой. При этом оплату можно будет производить и по частям, но до наступления срока уплаты налогов.

В ведомстве подчеркивают: такой формат намного удобнее, поэтому решено внести в проект Налогового кодекса на 2024-й норму о едином платеже этих налогов для физического лица, а дальнейшее распределение по местным бюджетам будет производиться силами налоговых и финансовых органов. Сегодня специалистами разрабатывается программное обеспечение, чтобы оперативно обеспечить этот способ уплаты.

uschenchik@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter