В Беларуси состоялись Дни духовной культуры России

Надо помнить код

Прошедшие в Минске Дни духовной культуры России стали продолжением того тесного творческого обмена, который давно и успешно налажен между двумя странами. Проект объединил несколько десятков представителей творческой интеллигенции из России и Беларуси: музыкантов, музейщиков, библиотекарей, реставраторов и священнослужителей. А гуманистические идеи, сформулированные ими на итоговой конференции в минском Храме-памятнике в честь Всех Святых, в ближайшем будущем определят вектор развития наших культурных отношений. Причем озвучены уже конкретные планы.

Евгений Миронов с блеском озвучил письма Ван Гога разных лет.

Так, скажем, в следующем году в Беларуси пройдет большой форум музейных работников, на который, как планируется, приедут директора 70 (!) музеев России. Директор Центрального музея Великой Оте­чественной войны 1941 — 1945 гг. Александр Школьник уже в предвкушении: «Мы еще раз подчеркиваем единство двух народов и готовность к сотрудничеству в области культуры и сохранения исторической памяти».

Об общем культурном коде и духовных ценностях напомнила и директор Большого театра Беларуси Екатерина Дулова. Уже не секрет, что впервые за 30 лет артисты главной оперной и балетной сокровищницы Беларуси споют и станцуют на сцене Большого театра России. Гастроли пройдут с 25 по 30 октября, добавляет Екатерина Николаевна:

— На исторической сцене мы покажем два спектакля, которые, на мой взгляд, прекрасно отражают взаимодействие наших культур на самом глубинном уровне. Это знаковая опера Владимира Солтана «Дикая охота короля Стаха» по одноименной повести Владимира Короткевича и балет «Щелкунчик» в постановке Валентина Елизарьева. А в ноябре 2023‑го артисты Большого театра России приедут к нам с ответным визитом. Зрителей ждут опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов» и балет «Чайка» на музыку Ильи Демуцкого.

Второй раз за четыре месяца в Минск в эти дни приехал маэстро Юрий Башмет. И преподнес белорусам сразу два царских подарка. Первый — для молодых музыкантов. Творческую встречу Юрия Абрамовича с педагогами и студентами Белорусской государственной академии музыки закрепил мастер-класс от концертмейстеров камерного ансамбля «Солисты Москвы». Второй подарок — просветительский. Идею роскошного по своей задумке и воплощению спектакля-концерта «Ван Гог. Письма к брату» Юрию Абрамовичу когда-то предложил народный артист России Евгений Миронов. В его исполнении на сцене Белгосфилармонии прозвучали письма Ван Гога разных лет.

— По сути, это история художника, который, несмотря на все обстоятельства, до последнего хотел жить и работать. И, не считая себя великим творцом, оставить после себя нечто, что хоть как-то оправдывало бы его невероятно тяжелую жизнь, — говорит Евгений Миронов.

— Не стесняюсь признаться: я вообще не знал о существовании этих писем. И вдруг звонок от Жени, — вспоминает Юрий Башмет. — Он начинает торопливо рассказывать: «Я сейчас в Израиле с гастролями. Встретил здесь Ирину Александровну Антонову (на тот момент — директора Государственного музея изобразительных искусств им. А. Пушкина. — Прим. ред.). И у нас родилась идея сделать спектакль с письмами Ван Гога брату. Ты как?» Я, конечно, сделал вид, будто знаю, о чем идет речь: «Да, конечно, двумя руками за»…

Также музыкальными гостями Дней духовной культуры России стали артисты хора Сретенского монастыря и гусляры из ансамбля «Купина». В Национальном историческом музее и Национальной библиотеке Беларуси, в свою очередь, прошли мастер-классы от российских специалистов по реставрации объектов культурного наследия и консервации памятников книжной культуры.

leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter