Гастроли Театра на Васильевском из Санкт-Петербурга подарили белорусскому зрителю новый взгляд на классику

На Васильевский остров я приду зажигать

Встреча с новой театральной эстетикой — всегда событие, тем более с эстетикой самобытной, глубоко личной, авторской. Недавно в Минске завершились гастроли Государственного драматического театра на Васильевском из Санкт-Петербурга. Коллектив показал два спектакля: трагифарс Торнтона Уайлдера «Долгий рождественский обед» на сцене спортивно-культурного центра Белорусского государственного университета культуры и искусств и комедию «Горе от ума» Александра Грибоедова в Белорусском государственном академическом музыкальном театре. Спектакли очень разные по настроению, решению, проблематике. Несмотря на то что поставил их один человек — главный режиссер театра Руслан Нанава.

«Горе от ума».
фото teatrvo.ru

Гастроли были реализованы при поддержке правительства Ленинградской области в рамках программы «Соотечественники». Организаторами выступили театр имени Янки Купалы и Музыкальный театр при поддержке БГУКИ. Идея познакомить белорусского зрителя с творчеством коллектива принадлежит ректору этого учебного заведения Наталье Карчевской: «С творчеством Театра на Васильевском я познакомилась в мае, когда была в составе жюри Международного фестиваля театрального искусства «Евразия» в Ташкенте. Тогда мне показалось, что эти спектакли обязательно должны увидеть в Минске. Это один из самых успешных современных театров в России, который удачно сочетает высокое художественное качество, особый авторский режиссерский взгляд и коммерческий успех. Кроме спектаклей, гости из Санкт-Петербурга провели для наших студентов мастер-классы по актерскому мастерству, маркетингу и режиссуре, поделились своим видением театральных процессов». В свою очередь за возможность показать свое творчество в Минске Наталью Карчевскую поблагодарил и художественный руководитель — директор театра заслуженный деятель искусств России Владимир Словохотов.

Каждый спектакль показывали два дня при аншлагах. Медитативный трагифарс «Долгий рождественский обед» — неспешное поэтическое высказывание о семейных ценностях и взаимоотношениях человека и времени. Здесь распадаются семейные и человеческие связи, а человека вместе с его чувствами подминает под себя время. Цепь жизненных ритуалов тем не менее показана режиссером с большим юмором, а сам спектакль оставляет теплое чувство надежды. Рождение и смерть существуют здесь в единой связке, в неделимой логике и, как ни странно, в философской гармонии.

«Долгий рождественский обед».
ФОТО TEATRVO.RU

«Горе от ума» в прочтении режиссера — пример остроумного актуального театра со множеством аллюзий и отсылок к современности. В роли Фамусова мы увидели народного артиста России Сергея Паршина, известного широкому зрителю по фильмам «Зимняя вишня», «Зеркало для героя», «Макаров» и многим другим. Сердце этого Фамусова полно любви к дочери Софье (Екатерина Рябова), его пугают напор и колкости Чацкого (в исполнении талантливого артиста Егора Кутенкова). В спектакле вообще много актерских открытий: запоминаются острый пародийный рисунок Арсения Мыцыка в роли Репетилова и Графиня бабушка в исполнении Аркадия Коваля, разбитной светский лев Антон Антонович Загорецкий, напоминающий модного певца Шуру, по крайней мере, таким воплотил его актер Роман Зайдуллин… Всех актерских открытий не перечислишь.

В постановке немало ярких моментов, зрителей впечатляет и художественное решение художника-сценографа Николая Слободяника, а эмоциональный финал, в котором звучит одна из композиций Сергея Шнурова, пробирает до мурашек. Кстати, любопытная деталь: 40 лет назад комедия «Горе от ума» шла на сцене Музыкального театра в постановке режиссера Романа Виктюка, и в ней принимала участие ректор БГУКИ Наталья Карчевская — в образе маленькой Софьи. По воле богатой фантазии режиссера она танцевала вместе с маленьким Чацким. Тот спектакль тоже был во многом радикальным для своего времени. Неожиданная перекличка времен отозвалась в нашем сердце волнующей театральной симфонией.
Недавно премию «Золотой софит» в номинации «Лучший актерский дуэт» получили актеры Театра на Васильевском Михаил Николаев и Артем Цыпин за роли в спектакле «Розенкранц и Гильденстерн мертвы».НОСКА 2. В образовательной части гастролей мастер-классы провели артист театра Арсений Мыцык, заместитель директора по репертуару и связям с общественностью Татьяна Цветкова и главный режиссер театра Руслан Нанава.
Добрый зритель в девятом ряду.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter