На том и стоит деревня

Крестьянский труд нынче совсем не тот, что лет 15 назад...

Крестьянский труд нынче совсем не тот, что лет 15 назад. Если сельскохозяйственное предприятие преуспевает — значит, у его тружеников будут современная техника, достойная зарплата, жилье и комфортный быт. Но село не только на механизаторах и доярках держится. Крестьянам всегда были нужны учителя, врачи, библиотекари... Их уважали. К ним шли не только по рабочим, но и по личным вопросам. А они советовали, помогали, подсказывали. Как ныне живется сельским интеллигентам? Не упал ли их статус в глазах сельчан?


...От Кричева до деревни Лобковичи — 25 километров. Единственная улица растянулась вдоль Сожа. О том, что «на их берегу» (с другой стороны уже Россия) в 1971 году снимали фильм о Машеке «Могила льва», знают все местные жители. Они написали летопись деревни, создали клуб любителей родного края «Вытокi». Но главный очаг культуры в этом довольно крупном населенном пункте (около 600 жителей) — местная библиотека–музей. В ней пахнет свежей краской и... стариной. В уютных залах с недавно оштукатуренными стенами, помимо книг, — тканые лет 200 назад рушники, плетеные корзины, кросны...


«Нашы каранi — у роднай вёсцы», «Адрадзiм вёску — захаваем краiну»... Для заведующей Александры Прудниковой это не просто плакаты. Сельчанка из интеллигентной семьи (мама — сельский педагог, дед был председателем колхоза) свою родословную знает до пятого колена. И уверена: надо помнить и чтить свой род, его обычаи, историю края, где ты родился.


— Экспонаты для музея собирали всем миром. А справочник местных диалектов — заслуга детей. От бабушек и дедушек узнали, что слово «апойлiш» означает выпоенный с рук теленок, «бурдзялкi» — прокисшая еда, — посвящает меня в особенности здешней речи Александра Прудникова. — Старинные обряды стараемся сохранить. В деревнях вновь шьют платье для покровской свечи, которую зажигают в праздник, по старинке проводят крестины.


К тому, что интеллигенция возрождает забытые традиции, односельчане относятся по–разному: кто с радостью, а кто и равнодушно. Зато у детей появился выбор. И многие из них после школы идут в библиотеку.


В другую сторону от Лобковичей — деревня Сокольничи. Здесь местом, где всегда интересно, стала школа. Ее ученики после занятий домой не торопятся.


— Накануне 7 ноября чуть не плакали: почему завтра выходной? Мы хотим в школу! — по всему видно, что директор Елизавета Киселева гордится вверенным ей учреждением.


Школа для многих ребят лучше дома родного: спортивные секции работают до 8 — 9 вечера, есть кружки резьбы по дереву, вышивки, макраме, бисероплетения...


— Стараемся, чтобы дети были при деле. А слов благодарности от некоторых родителей не ждем, — признается директор. — Времена, когда педагоги пользовались у односельчан особым авторитетом, прошли. Но приятно, когда ученики слушают их рекомендации, берут пример. Рома Новик из проблемной семьи поступил в Горецкую сельхозакадемию. Дима Ефремов, у которого нет отца и серьезно болеет мама, окончил школу с золотой медалью. Теперь работает, учится заочно в вузе.


Из 22 сокольничских наставников 9 — здешние выпускники. Александр Севостицкий преподает физику и «труды»: учит ребят мастерить столы, резные карнизы и ставни. А заодно пишет с ними исследовательские работы. Например, как правильно обрабатывать древесину. Для мальчишек он во всем пример: опрятен, никто не видел его выпившим, не слышал от него дурного слова, да и подворье у хозяина в идеальном порядке.


О таких, как Белоусова, говорят: педагог от Бога. Горожане, пообщавшись с ее детьми, диву даются: «Какая чистая белорусская речь!» Светлана Сергеевна, выпускница этой же школы — преподаватель белорусского языка и литературы, — ученикам прививает не только любовь к «мове».


— Все народные праздники отмечаем вместе, — улыбается она. — И родители с нами колядуют. Это их с детьми сближает.


Школьники даже на танцы вместе с учителями ходят. Пляшут кадриль и падеспань в паре с директором или педагогом.


— Я всю жизнь в городской школе проработала, — объясняет пенсионерка из Кричева Галина Чулкова. — А в Сокольничи езжу на подмену, когда кто–то из педагогов в отпуске или на больничном. Сельская школа от городской сильно отличается. Для деревенских детей это — дом радости. Утро тут начинается с вопроса, все ли в их семье в порядке, не нужна ли кому помощь. А на перемене ребята не из класса бегут, а к педагогу: делятся секретами, спрашивают совета.


— Какие мы интеллигенты, у нас — хозяйство, огород, корова, — смущается Дмитрий Аленкин, педагог из деревни Ботвиновка, работающий в филиале Кричевской детской художественной школы. Дмитрий и его жена Татьяна, отучившись, лет 10 назад вернулись в деревню, трудятся по специальности. Татьяна — художественный руководитель в сельском клубе. Супруги успевают не только вести хозяйство и заниматься с чужими детишками. У самих три дочки: Оля, Аня, Яна.


— В город нас не тянет, — уверяет 35–летний Дмитрий. — Есть дом, хозяйство, зарплаты на жизнь хватает, а развиваться творчески и тут можно: работают музыкальные, спортивные, художественные кружки. По интернету переписываемся с коллегами из других населенных пунктов, обмениваемся опытом, делимся идеями.


Аленкины, возможно, и не догадываются, что служат прекрасным примером для односельчан. Молодых мам и пап, у которых трое и больше ребятишек, в Ботвиновке прибавляется. Из 16 детей, которые ходят к Дмитрию в художественную школу, 12 — из многодетных семей. А Аленкины мечтают еще и о сыне.


— Многие уверены, что не осталось на селе людей, способных увлечь за собой, что–то изменить к лучшему, — говорит начальник отдела идеологии Кричевского райисполкома Галина Кирпичева. — Но они есть! И дело тут даже не в образовании, ведь «интеллигент» и «умный» — слова не всегда равнозначные. Но сельские интеллигенты — педагоги, библиотекари — воспитанные, душевные, творческие. Подвижники культуры, одним словом. Благодаря им жизнь сельчан становится ярче, наполняется духовным содержанием. Измотанные повседневным нелегким трудом люди вспоминают, что они не только доярки и трактористы, но и прекрасные хозяйки, певцы, мастера...


Да, в городе больше перспектив и возможностей. Сельские интеллигенты такого выбора лишены, но вот теплоте и душевности у них по–прежнему можно поучиться.

 

«Есть вопрос»


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter