Мы — немы

Назрела проблема: надо изучать иностранные языки

Назрела проблема: надо изучать иностранные языки


Какой из учебных предметов самый сложный? Вовсе не химия и физика. И даже не высшая математика. Для школьников и студентов нет сейчас тяжелее дисциплины, чем «иняз». Языка у нас боятся даже больше, чем таблицы Менделеева, — в том числе и менеджеры в госструктурах, многие из которых по–иностранному — ни бе ни ме. Разве только со словарем... А все потому, что в школе не закладывают достаточной базы, учебные программы далеки от совершенства, в неспециализированных вузах зачастую преподавание английского и французского сводится к банальному зазубриванию тем... Все это проблемы известные, настало время не просто о них говорить, а действовать. Принимая на днях с докладом министра образования Александра Радькова, Президент потребовал активизировать работу по изучению иностранных языков в учебных заведениях. Вопрос назрел, но как его решить?


В Министерстве образования предлагают комплекс мер. Скажем, через несколько лет планируется ввести выпускной экзамен в школе по иностранному языку — в устной форме. Дадут ли на предмет больше часов? Наверняка. Ведь на факультативах, куда сейчас предлагают отправиться заинтересованным ребятам, многому не научат.


Но если возьмутся лишь за английский в школе, очевидно, это будет полумерой. Ведь именно вузовские пробелы чреваты языковой близорукостью. Как у нас построено обучение — английский в основном преподают на первом, втором, иногда третьем курсах. Потом студенты его успешно забывают. Когда приходит время распределения, молодые специалисты с трудом могут связать несколько слов. Как вариант специалисты предлагают в вузах организовать целые потоки на английском языке. Возможно, читать лекции, проводить семинары...


А пока суд да дело, школьники, студенты, недоученные молодые специалисты направляются в разнообразные центры по изучению иностранных языков. Там можно за приемлемую цену выбрать себе «языковой» пакет по вкусу: в среднем курс обучения будет стоить около миллиона. Выбор большой. Скажем, мне приглянулся пакет «английский на выживание». Не стоит пугаться — смысл в том, что преподаватели научат разговорной лексике, подскажут, как не теряться в чужой языковой среде. Почему бы не ввести такое и в школах, вузах?


— Из–за неразберихи с изучением иностранных языков клиентов у нас стало гораздо больше, — призналась академический директор одного из популярных минских учебных центров Марина Мачухова. — Приходят и дошколята, и ученики старших классов. Много тех, кто раньше учился в спецшколах. В процессе обучения делаем ставку на практику. Есть возможность сдать различные международные экзамены, получить сертификаты, которые сейчас требуют многие работодатели. А образовательной системе, наверное, пора повернуться лицом к жизни. В Германии, где часов, выделенных на изучение иностранного языка, не намного больше, но другая методика преподавания, люди почему–то разговаривают по–английски свободно.


Компетентно


Наталья Баранова, ректор Минского государственного лингвистического университета:


— Сколько раз в неделю ребенок слышит иностранную речь? Давайте посчитаем: два урока по 45 минут каждый. При этом ученик далеко не всегда говорит сам: беседуют другие дети, педагоги, звучит и родная речь. А ведь сейчас продекларированная цель изучения языка в школе — именно овладение разговорной речью. Но централизованное тестирование, являющееся единственной контрольной формой оценки, проверяет лишь владение языковыми нормами, речь оно не затрагивает вообще. Ситуацию должен исправить устный экзамен. Но считаю, школа к нему пока готова не в полной мере. Ведь после введения ЦТ многие учителя переориентировали обучение именно на подготовку к тестированию. Значит, школы должны гораздо более активно использовать факультативы. Еще одно важнейшее направление — подготовка учителей–профессионалов. Огромную надежду возлагаем на нашу систему повышения квалификации. В ней шанс для школы. Разрабатываем и методики обучения новым языкам — китайскому, арабскому, турецкому, которые очень востребованны. Что касается ситуации в вузах, то программы в них, думаю, должны быть полностью пересмотрены. Ведь нынешние планы верстались под двенадцатилетку. То же самое с лекциями на английском. Пока ни студенты, ни преподаватели к ним не готовы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter