Моя деревня Ходаки

Путешествие с Юрасем Нератоком.

Моя давняя мечта — иметь панорамный снимок (ну, может, с «кукурузника» какого!) своей деревни. Потому что, как и когда–то, она остается для меня загадкой. Хотя, кажется, все известно и очевидно...


Мая вёска, мае Хадакi,

вы глядзiце ў чатыры бакi.

Толькi сонца зiмою i летам

устае i садзiцца за лесам.

I да восенi з цёплай вясны

гнёзды ладзяць на стрэхах буслы.


Только одно стихотворение, посвященное деревне, которую издавна считаю родной, и есть в моем творческом сундучке. Так случилось, что появился я в Ходаках лет 40 назад (родители были молодыми учителями и переехали на очередное место работы с тремя детьми, из которых я был средним). Помню старую грунтовую дорогу, по рытвинам и корням деревьев которой ехал на «носатом» сине–белом автобусе из районного центра — Ивацевичей, которые немного раньше получили статус города. Помню последнюю камышовую крышу на сарае и последнюю свадьбу на лошади. Помню мельницу и конюшню. Первые мотоциклы и первые телевизоры. Само собой — подготовительный класс, где занятия начинались со стакана чая, разогретого техничкой... А дальше — тем более все помню.


Нравится собственная мысль, что в последнее планетное похолодание северный ледник остановился перед Ходаками. Если учитывать его гипотетические размеры и реальный разброс камней, наверняка так и произошло.


Впервые в письменных источниках родная деревня упоминается в 1559 году. Это означает, что в этом году ей исполнится 450 лет. Правда, там она указывается как «Ходаковцы Слонимского уезда». Согласно легенде первыми в этих гиблых болотистых и малообжитых тогда местах поселились три брата по фамилии (или прозвищу?) Мироновские — убежали из родных мест от некоего бедствия. А раз пешком, «ходой», — то и «ходаковцы». Потомки первых ходаковцев и сегодня являются основой деревни.


Не нашел сведений о судьбе деревни во времена Великого княжества Литовского. А вот Речь Посполитая, которая непонятным образом на какое–то время вклинилась в бок княжества, оставила след измененным названием, с ударением на первый слог — Ходаки (по наименованию самодельной обуви). Впрочем, не приходилось слышать от местных жителей названия с таким ударением — не прижилось. Однако какую гласную букву нужно употреблять во втором слоге («а» или «о») в русском варианте — до сих пор не разберутся. Еще ведь накладывается на сознание «Ходоки у Ленина»... Мой отец, который преподавал русский язык и литературу, говорил, что правильно — Ходаки. Так и пишу. И В.А.Жучкевич в «Топонимическом словаре» (1974 г.) то же подтверждает, хотя толкование названию дает банальное — «ходатаи»...


С 1795 года после третьего раздела Речи Посполитой деревня манифестом Екатерины Великой попадает со всеми ошметками княжества Литовского в состав Российской империи. Война Франции с Россией? Опять ничего фольклорного или исследовательского о походе Наполеона в здешних местах не пробилось (даже слово «пранцы» не бытует). Вероятно, тому способствовало географическое положение: Ходаки — достаточно уютный уголок и по теперешним временам. От исторической трассы Москва — Брест, которая сегодня носит белорусское наименование М1 и международное М30, — день пешего перехода, к тому же лесными и болотными тропинками. А через пять километров на юго–запад начинается почти непроходимая топь, за которой — истинное Полесье. Ехать в эту сторону — значит ехать сюда и только сюда. И речек никогда не было, а теперь — одни мелиорационные каналы, подземно–болотно связанные с Гривдой, притоком Щары...


С 1870 года — Ходаки в Гичицкой волости (деревня километров за 15 напрямик, теперь вдвое меньше Ходаков) Слонимского уезда Гродненской губернии.


Серьезные передряги дал XX век. В 1915 году — оккупация германцами. 1919 год — оккупация польскими войсками. С 1921 года — в составе Польши, в Коссовском повете Полесского воеводства, с 1924 года — в Борки–Гичицкой гмине. С приходом поляков открылись и школы, правда, частные — в хатах. Учительствовали поляки только на польском языке...


В 1939 году германский вермахт двинулся завоевывать Польшу, а Красная Армия согласно пакту Молотова — Риббентропа освободила Ходаки от панского гнета. Хотя паны тут испокон веку не селились: земли неурожайные, неинтересно панам — мол, управляйтесь сами. Кстати, Советы из–за отсутствия инструкций разрешили обучение на родном языке и поручили преподавать местным.


В годы Великой Отечественной войны на здешней территории находился штаб мощного партизанского соединения и издавалась областная газета «Заря». Километров за 7 от Ходаков находится мемориальный комплекс «Хованщина» — адаптированно–восстановленный в советское время партизанский лагерь. Урочище «Хованщина» — традиционный туристический маршрут с момента открытия. И комарье туристов не берет!


А колхоз, организованный в 1949 году (теперь СПК — сельскохозяйственный производственный кооператив), после ряда названий («Новая жизнь», имени Пономаренко, «Рассвет») с шестидесятых годов до нынешнего времени носит имя командира отряда № 112 молодого лейтенанта Алексея Черткова.


И маевки (обычно в конце мая) — праздник Победы на открытом воздухе, как и во времена моего детства, проводятся ежегодно с размахом районного масштаба...


Живет деревня, меняется ее вид, появляются новые люди, которым она стала и еще станет родной. Рождаются новые Мироновские, Кулиничи, Алешкевичи, Колтуны, Конько, Рудьманы, Власовцы, Вдовины, Жабинские... Стоят вдоль деревни три громадных деревянных креста с повязанными на них рушниками, будто оберегают ее от очередных невзгод. С недавнего времени Ходаки при активном участии моей мамы, которая до прошлого года была старостой деревни (есть такая почетная выборная должность в деревнях Брестской области), стали агрогородком. Наконец достроили Дом культуры (строительство началось чуть ли не 20 лет назад — резво взялись, да перестройка приостановила). Действует церковь (которой вроде и не было никогда раньше!) благодаря подвижническим усилиям молодого отца Владимира и содействию местной интеллигенции, в том числе моей первой учительницы... Торговый центр, кафе–бар, тренажерный зал, бильярдная. А открытая сценическая площадка, которую местные острословы с ходу назвали «Юрмала», принимала не только известных белорусских артистов, но и меня, грешного. Двухэтажные коттеджи, бетонные заборы, фонари вдоль заасфальтированных улиц...


Мая вёска, мае Хадакi.

Вы прабачце, што я вось такi:

што нядоўга, нячаста бываю —

можа здацца, што вас забываю...

Але верце, як роднаму сыну:

я вас помню любую хвiлiну.


Кстати, в молодости время от времени, добравшись до Ивацевичей на поздней электричке, по юной дури шел шестнадцать километров до родного дома пешком. Как–то в крутоватый морозец рискнул рвануть — еле дотянул... Но дотянул–таки. Видно, и я настоящий ходаковец!


Правда, так сложилось, что корни в деревне никто из родни не пустил. Теперь там живет только матушка, а на кладбище лежат отец и младший брат. Живет и несколько одноклассников, которые каждые пять лет помогают устроить вечер воспоминаний... Теплая волна поднимается в душе от слов, которые хоть каким–то образом связаны с деревней, ставшей мне родной. Или с районом, где деревня располагается. Всегда внимательно читаю местные газеты «Iвацэвiцкi веснiк» и «Газету для вас», которые мать выписывает и сохраняет до приезда столичных сыновей.


Мая вёска, мае Хадакi!

Тут шчыруюць мае землякi.

Бульба, сена, каровы i гусi,

як паўсюль на маёй Беларусi.

Але дзе б нi вялi мяне ногi —

не забуду да вас я дарогi.


Семьи аистов строят свои жилища на хатах ходаковцев. Они всегда оберегались здесь, еще да первого выхода «Красной книги». Хозяйственные и умные люди не собираются менять привычные крыши, потому что на них гнездятся аисты...


Справка «СБ»


Юрась Нераток (Юрий Юрьевич Горбачев) родился в 1961 г. в Мостовском р–не Гродненской обл. в семье учителей. Детство провел в д. Ходаки Ивацевичского р–на Брестской обл. Окончил Белорусский политехнический институт. Живет и работает в Минске. Автор книги стихов «Фотаальбом» (2003) и книги прозы «Закуцце» (2007). На русском языке пишет прозу под псевдонимом Юрий Юлов. Член Союза писателей Беларуси и Союза российских писателей.


Заметка краеведа


Ходаки — деревня в Житлинском с/с Ивацевичского р–на Брестской обл. Была центром колхоза им. Черткова. За 17 км на юг от Ивацевичей, 153 км от Бреста. Есть лесничество, средняя школа, клуб, библиотека. Действует православный храм. Во время немецко–фашистской оккупации захватчики сожгли деревню, уничтожив 92 мирных жителя. На сегодняшний день — около 500 жителей. В 2006 году построен агрогородок Ходаковский.

 

На снимке: Ходаки с высоты птичьего полета.


Юрась НЕРАТОК.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter