Как Беларусь зарабатывает на молоке и конкурирует с ведущими мировыми производителями

Молочный бизнес

Представители 15 перерабатывающих предприятий Беларуси направились в Дубай для участия в самой популярной в мире выставке продуктов питания и напитков GulFood, которая пройдет 20 — 24 февраля. Крупнейшее на планете ежегодное отраслевое событие, привлекающее внимание лидеров индустрии, успешных производителей, импортеров, дистрибьюторов продовольствия, рестораторов, пользуется огромной популярностью у посетителей из стран Персидского залива. Внимание к белорусам после визита Президента Беларуси в Зимбабве и ОАЭ особое.

Мог ли кто еще лет 20 назад представить, что продукция наших перерабатывающих предприятий, в частности молочка, окажется в числе лучших, а ее высокие вкусовые качества назовут бесспорными? За последние годы молочная промышленность шагнула далеко вперед. Принимаемые в начале 2000‑х годов решения по возрождению и развитию села, развитию сырьевой зоны перерабатывающих предприятий и их непосредственной оптимизации оказались судьбоносными для государства.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Как бы ни душили отечественных производителей санкциями, мы традиционно занимаем достойные позиции в мировых рейтингах. Входим в пятерку крупнейших экспортеров молочной продукции, которую сегодня можно найти на прилавках супермаркетов почти 50 стран мира. Производим более 1800 наименований молочной продукции… Производим сыры, ничем не уступающие по вкусовым характеристикам и качеству известным мировым брендам. Ряд организаций республики достиг результатов мирового уровня по производству молока.

На торжественном чествовании передовиков агропромышленного комплекса, 18 ноября 2022 года.

Курс на импортозамещение

Переработку сельхозпродукции специалисты называют одной из ключевых позиций белорусской экономики. Во-первых, это обеспечение продовольственной безопасности, с чем наша страна успешно справляется свыше десяти лет. Во-вторых, нам удается, наращивая производство, приумножать и экспортный потенциал.
В мировых рейтингах по экспорту молочных продуктов Беларусь в числе лидеров. География поставок охватывает 50 стран мира. В прошлом году этот список дополнили Нигер, Индия, Южная Корея, Гана. Структура экспорта сформирована с учетом спроса и ценовой конъюнктуры рынка: ЕАЭС — 88,2 процента, ЕС — 0,1 процента, другие страны — 11,7.
Свыше 70 процентов экспортируем продукции с высокой добавленной стоимостью, обеспечивая тем самым поступление валютной выручки, стимулируя дальнейшее развитие молочной отрасли. В списке ведущих холдингов страны — компании «Савушкин продукт», «Бабушкина крынка», ОАО «Молочный Мир» и другие.

Весомый аргумент развития отрасли — ежегодный прирост объемов производства молока. Если пересчитать в расчете на душу населения, то Беларусь — абсолютный лидер среди стран ЕАЭС.
Продовольственное эмбарго, введенное Беларусью против западных стран в ответ на санкции, придало импульс развитию производства с нескрываемым акцентом на импортозамещении.
Правильнее будет сказать, что работа в этом направлении проводилась и ранее, но при сложившихся обстоятельствах — активизировалась. В результате на прилавках наших магазинов — широкое изобилие молочной продукции отечественного производства.

По информации Минсельхозпрода, стремительно в последнее время набирает темпы производство элитных твердых сыров с длительными сроками созревания, сыров с использованием пропионовокислых бактерий, элитных сыров с благородной плесенью по формуле, выведенной отечественными учеными, расширен ассортимент сыров с различными наполнителями и специями, мягких сыров. Эти направления обеспечивают высокий импортозамещающий эффект и позволяют значительно расширить потребительский ассортимент.
Кстати, именно в сыроварении к молоку предъявляют самые строгие требования. Используется сырье лишь экстра-класса — специалисты учитывают процент жирности, количество белка, сухих веществ и многие другие показатели. От этого зависят вкус, консистенция, аромат сыров. И это общая тенденция для отрасли.
К примеру, первый заместитель директора Верхнедвинского маслосырзавода Светлана Чивирова констатирует: около 70 процентов производимой на предприятии продукции — сыры премиум-качества. Современное оборудование позволяет выпускать аналоги элитных европейских сыров, а также полутвердых, мягких.

В тандеме с наукой

Заместитель Премьер-министра Леонид Заяц ранее подчеркивал: комплекс мероприятий по дальнейшей модернизации и техническому переоснащению молокоперерабатывающих организаций позволит расширить ассортимент, улучшить качество выпускаемой продукции, освоить выпуск новых, в том числе инновационных, продуктов.

Заместитель директора по качеству и инновационной работе Института мясо-молочной промышленности Екатерина Шегидевич называет перспективные направления дальнейшего развития молочной отрасли, подчеркивая участие в этом белорусских ученых:
— Увеличение количества пищевых аллергических проявлений вынуждает ученых и производителей искать новые пути и технологические решения для снижения или полного исключения аллергических факторов. 
В частности, нашим институтом совместно с ОАО «Лунинецкий молочный завод» разработана новая линейка продукции на основе молока А2 под торговой маркой «Асаблiвае».

Особую актуальность приобретает проводимая учеными в настоящее время разработка межгосударственных стандартов на низколактозные и безлактозные продукты. В институте проведены комплексные научно-практические работы по разработке технологий изготовления мороженого, масс и сырков творожных с пониженным содержанием углеводов и сниженной калорийностью.
Новое перспективное направление, по словам ученых, — продукты с повышенным содержанием белка. Перечень новаций можно еще долго перечислять. Самое главное, предприятия внедряют их в работу и получают конкурентоспособную продукцию, пользующуюся высоким спросом на внутреннем и внешнем рынках.

Мороженое с мировой славой

Кстати, про Зимбабве. Во время посещения Президента Беларуси этой страны там состоялся белорусско-зимбабвийский бизнес-форум. Участие в полезном для установления новых взаимовыгодных контактов мероприятии приняли два перерабатывающих предприятия: компания «Бабушкина крынка» и ОАО «Могилевский мясокомбинат».

В частности, «Бабушкина крынка» организовала дегустацию своей продукции, в том числе цельномолочной, йогуртно-десертной группы, сыров, сырков. Презентовали вкусное мягкое мороженое, сухую смесь для него делают сами. Главный нюанс: для приготовления нужной консистенции надо добавлять сок. Зимбабвийцы предложили свой, апельсиновый. Получилось вкусно. Попробовал и первый вице-президент Зимбабве Константино Чивенга.

Вообще же, ОАО «Бабушкина крынка» — управляющая компания холдинга «Могилевская молочная компания «Бабушкина крынка» выпускает свыше 250 наименований продукции под шестью торговыми брендами.

Первый заместитель генерального директора ОАО «Бабушкина крынка» Артем Зубель говорит о перспективах экспорта:
— Еще пять лет назад география экспортных поставок холдинга включала в себя всего пять стран, а сегодня — в пять раз больше. В 2022 году, по сравнению с 2020‑м, экспорт увеличился на 101 миллион долларов.
Кстати, стоит отметить блистательное участие компании «Бабушкина крынка» в 30‑й международной выставке «Продэкспо-2023» в Москве. Заняли первое место по количеству наград: 43 и все золотые. Сумели побить свой собственный прошлогодний рекорд, подтвердив в очередной раз наивысшее качество своей продукции. Самая почетная награда — победный кубок в номинации «Лучшее предприятие».
Также и другие белорусские предприятия возвращаются домой с ценными наградами, подтверждая огромные возможности и отличные перспективы для дальнейшего развития отрасли в целом.

Долететь до Сингапура

Укрепить свои позиции на рынках других стран, подтвердить высокое качество выпускаемой продукции — стратегическая задача для переработчиков. Отличный способ — участие в национальных, международных выставках продуктов питания, напитков.

Начальник управления выставок выставочного унитарного предприятия «Белинтерэкспо» Белорусской торгово-промышленной палаты Анна Принеслик поясняет:

— В этом году запланировано участие наших топовых производителей молочных продуктов в более чем 20 знаковых заграничных мероприятиях. Выставка в Дубае — одна из ярких страниц. Два мясокомбината заявили о своем участии и 13 предприятий молочной отрасли. Будем презентовать возможности на едином стенде под названием «Беларусь. Вкус природы».

К слову, наши производители уже в восьмой раз демонстрируют там свои возможности. 
За это время многие переработчики сумели наработать хороший список контактов, закрепить свои позиции на рынках разных государств. К тому же единая композиция презентует в целом возможности страны, формирует экспортный потенциал.
В течение года наши комбинаты, заводы планируют принять участие в продуктовых выставках в Узбекистане, Азербайджане, Казахстане, Сингапуре, Китае, Южной Корее, Монголии, Алжире, Анголе, Зимбабве.


ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Республика Беларусь входит в топ-5 экспортеров молокопродуктов:

♦ 3‑е место по экспорту масла (после Новой Зеландии и ЕС)

♦ 3‑е место по экспорту молочной сыворотки сухой (после ЕС и США)

♦ 3‑е место по экспорту молока сгущенного (после ЕС, Малайзии)

♦ 4‑е место по экспорту сыра (после ЕС, США, Новой Зеландии)

♦ 5‑е место по экспорту сухого обезжиренного молока (после ЕС, США, Новой Зеландии, Австралии)

Молочная промышленность Республики Беларусь

32 молокоперерабатывающих предприятия. 

За 2022 год обеспечен темп роста переработки молока — 101,3 процента к 2021 году.

В 2022 году молочная продукция поставлялась в 50 стран мира

По отношению к соответствующему периоду прошлого года перечень освоенных стран пополнился такими рынками, как: Нигер, Индия, Южная Корея, Гана.

За 2022 год произведено к 2021 году: 

♦ масла животного — 107,8 % (произведено 121,1 тыс. тонн)

♦ масла животного — 107,8 % (произведено 121,1 тыс. тонн)

♦ твердых и полутвердых сыров — 104,8 % (257,3 тыс. тонн) 

♦ сухого обезжиренного молока — 101,8 % (127,9 тыс. тонн)

♦ сухой сыворотки — 105,5 % (133,9 тыс. тонн)

Географическая структура экспорта молочных продуктов сформирована с учетом спроса и ценовой конъюнктуры рынка и представлена следующим образом: 

• страны ЕАЭС — 88,2 процента

• страны ЕС — 0,1 процента

• иные страны — 11,7 процента.

В соответствии с возросшим потребительским спросом в 2022 году увеличены поставки на внутренний потребительский рынок:

♦ молочных консервов на 16 %

♦ масла животного на 15 %,

♦ сыров мягких на 20 %,

♦ плавленых сыров на 14 %,

♦ мясных консервов на 24 %,

♦ мясо-растительных консервов на 44 %

♦ колбасных изделий на 2 %.

ФАКТ

Уровень самообеспечения молочной продукцией за счет собственного производства в Беларуси превышает 260 процентов. Для сравнения: в Испании, Болгарии, Румынии едва достигает 80.

ЦИФРА

Небольшие заводы, лишенные всяких перспектив, присоединили к более успешным. Если в 2001 году в молочной отрасли работало 112 самостоятельных организаций, в 2010‑м — 57, то сегодня — чуть более 30. Создали условия, способствующие эффективной переработке сельхозпродукции, провели масштабную модернизацию производств. Красиво на словах, но стоило это немалых усилий и колоссальнейших инвестиций. Результат вселяет гордость.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter