Молдавский гамбит: ради чего с политической доски убрали премьера?

Молдавский гамбит

Неделю назад, выступая в Брюсселе перед своими европейскими хозяевами и спонсорами, украинский президент Владимир Зеленский сделал громкое заявление о том, что передал своей молдавской коллеге Майе Санду план «по разрушению Молдовы». Разумеется, ужасный монстр, предполагающий ни много ни мало — «разрушить демократию Молдовы и установить контроль над Молдовой», — это Россия. Откуда доблестные украинские разведчики раздобыли детальный план уничтожения цветущей маленькой республики на Днестре, осталось тайной. Как и то, каким образом Российская Федерация, не имеющая непосредственных сухопутных и морских границ с Молдовой, могла бы осуществить свои коварные замыслы. Ну только если предварительно полностью завоевала бы Украину! Но в такое развитие событий президент «неньки-Украины» и сам пытается не верить, и другим не дает! А тогда зачем пугать молдавское общество?

Страх и ужас!

Хотя с ролью устрашителя и паникера хорошо справлялись и сами представители молдавской власти. Так, в конце прошлого, 2022 года изрядно пощекотал нервы молдаванам главный разведчик страны, директор местной Службы информации и безопасности (СИБ) Александр Мустяцэ. По его версии, нападение России на Молдову запланировано на январь — февраль 2023 года, ну, или немного позже.
Озвученная информация настолько напугала политический бомонд виноградно-помидорной республики, что успокаивать потомков бессарабских гайдуков пришлось их румынским друзьям.
Официальный Бухарест заявил тогда, что его наследники Секуритате, то бишь представители спецслужб, никакими данными об угрозах для безопасности Молдовы не располагают.

Тем не менее и прошлогодние измышления Мустяцэ, и свежий вброс от Зеленского (моментально подтвержденный той самой СИБ, которая, как и сам украинский президент, отказалась раскрывать подробности) имеют под собой вполне очевидную задачу: усилить градус русофобии, нагнетаемой прозападным режимом Майи Санду, а также оправдать сближение Молдовы с НАТО и подготовить почву для возможного отказа от нынешнего нейтрального статуса страны.
Следуя по пути усиления конфронтации с Россией, президент Санду (кстати, имеющая второе гражданство Румынии — участника Североатлантического альянса) уже неоднократно делала резкие заявления и демонстративные недружественные жесты в отношении Москвы.

Влажные мечты о НАТО

Недавно Кишинев пытался получить от своих западных покровителей современные системы ПВО. Молдавские военные регулярно участвуют в учениях НАТО, а в республике начата масштабная модернизация вооруженных сил по натовским стандартам, для чего потребовалось резкое увеличение военного бюджета. Западные спонсоры даже выделили для этого 40 млн евро. Все чаще из уст представителей правящей политической элиты звучат и резкие заявления о необходимости кардинального решения «приднестровской проблемы». Под этим подразумевается возвращение контроля над Приднестровской Молдавской Республикой силовым путем, для чего потребуется избавиться от российского миротворческого контингента, еще с 1990‑х годов поддерживающего хрупкий мир и безопасность в регионе.
В то же время действия нынешнего правительства Молдовы вовсе не соответствуют чаяниям и настроениям народа.
Согласно недавно проведенному Центром социологических исследований SBS-AXA соцопросу, против вступления в НАТО высказались 55,5 процента респондентов, за — вдвое меньше. Почти половина молдаван (47,7 процента опрошенных) заявила, что не считает Россию угрозой, и 46 процентов отказались бы воевать в случае прямого военного конфликта с этой страной.

На краю экономической бездны…

Понять рядовых молдаван можно. До недавнего времени значительная часть трудоспособного населения страны работала в России, пересылая в Молдову до 600 млн долларов ежегодно в качестве помощи своим семьям.

В 2014 году до 586 тысяч мигрантов (при населении Молдовы 2,6 млн) были заняты в российской экономике. После введения безвизового сообщения с Евросоюзом эта цифра уменьшилась и сегодня составляет около 77 тысяч. Однако переориентация молдавских гастарбайтеров на европейское направление не изменила существенным образом политических симпатий и антипатий. И во многом виной тому — внутренняя политика правящей партии «Действие и солидарность», представителем которой и является Майя Санду.
Деятельность партийного правительства, которое до прошлой пятницы возглавляла премьер-министр Наталья Гаврилица, довела экономическую ситуацию в Молдове до крайности.
По результатам прошедшего года инфляция в стране оценивалась на уровне 30 — 34 процентов. Цены на продукты питания в среднем выросли почти на четверть (а по отдельным показателям, таким как хлеб, молоко, мясо, — в два раза!), и при этом стоимость продуктов питания стала выше, чем в соседней воюющей Украине! Бензин за год подорожал в полтора раза, дизельное топливо — почти в два. Тарифы на водоснабжение увеличились вдвое, на электроэнергию — более чем в три раза, газ для конечных потребителей подорожал в шесть-семь раз!

При этом молдавское правительство, пытаясь поторговаться с «Газпромом», само заключило настолько невыгодное соглашение о ценообразовании, что в январе 2023 года стоимость тысячи кубометров российского газа для республики составила более 1200 долларов, хотя на биржах Евросоюза голубое топливо торговалось не дороже 700. Реальные доходы населения в прошлом году снизились в Молдове более чем на 12 процентов.
Немудрено, что при такой «заботе» о народе он ответил встречной «любовью»! Всю прошлую осень и первый месяц зимы молдаване периодически выходили на протесты и демонстрации с требованием отставки правительства и президента Санду.
Бастовали фермеры, лишившиеся удобрений, ранее на 75 процентов закупавшихся в России. Митинговали пенсионеры, чья пенсия в нарушение молдавских законов была индексирована лишь наполовину от требуемых сумм. Недовольство выражали оставшиеся еще в стране предприниматели, ведь за прошлый год не открылось ни одного крупного или среднего предприятия, а более 2600 компаний закрылись.

Так зачем нужен новый премьер?

Однако отставка премьер-министра Гаврилицы и правительства состоялась в прошлую пятницу вовсе не поэтому. Протесты были задавлены, кое-кого из оппозиции посадили, в стране закрыли все русскоязычные телеканалы, закрутили гайки по максимуму.
Просто в ходе аппаратных игр на пост премьера был приведен Дорин Речан, бывший президентский советник по национальной обороне и безопасности и секретарь Совбеза.
Ему в ближайшее время придется сформировать новое правительство, которое во многом будет состоять из прежних министров. Так что не в них, министрах, дело. Но вот смена премьера — другой вопрос.

Новый глава правительства — фигура знаковая, говорящая лишь о том, что Санду и евроинтеграторы, от чьего лица она выступает, взяли окончательный и бесповоротный курс на конфронтацию с Россией и втягивание Молдовы в военную круговерть. Не за горами военные провокации против Приднестровья. Ну а на войну, ясное дело, можно списать и все экономические неурядицы.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter