“Мистер пекарь” без работы не останется

“Обратная сторона прогресса” стала одной из ведущих тем традиционных августовских педсоветов, которые проходят в эти дни

“Обратная сторона прогресса” стала одной из ведущих тем традиционных августовских педсоветов, которые проходят в эти дни

Выпускники школ ориентированы на высшее образование и осваивают новейшие технологии легче, чем правила игры в баскетбол. Как направить поток кадров в нужное русло и привить компьютерному поколению навыки здорового образа жизни?

Профессиональные лицеи освоят маркетинг, а школы прирастут кружками

Выпускников надо ориентировать на получение профессионально-технического образования. Об этом говорил председатель Минского облисполкома Борис Батура на прошедшей в Солигорске конференции педагогических работников региона “Образовательные стратегии Минской области: интеллект, творчество, патриотизм”.

Начальник управления образования облисполкома Таиса Данилевич рассказала об итогах мониторинга профессиональных намерений старшеклассников. Он выявил, что в списке престижных профессий остались те, которыми перенасыщен рынок труда.

— Необходимо организовывать для школьников экскурсии на передовые предприятия, в агрогородки, клиники, на стройки, — считает Борис Батура. — Нужно информировать о предоставляемом молодым специалистам жилье, демонстрировать современное оборудование на рабочих местах, организовывать общение с работниками. Рабочие специальности сегодня весьма востребованы и перспективны.

По мнению Таисы Данилевич, ответственность за профориентационную работу должны нести руководители профессиональных лицеев и колледжей, начальники отделов образования, директора школ. А учреждениям образования необходимо прикладывать максимальные усилия для привлечения будущих учащихся.

Школы Минской области стараются идти в ногу с прогрессом. Но новейшие технологии не должны мешать формированию здорового образа жизни, считает Борис Батура. Всеобщую компьютеризацию необходимо сочетать с активными занятиями спортом. Совместными усилиями необходимо также обеспечить максимальную занятость детей во внеурочное время. Две трети школьников Минской области (66 процентов детей) посещают спортивные секции и кружки по интересам. Губернатора беспокоит тот факт, что 34 процента детей так и не заинтересовались предложенными им кружками.

— Надо расширить спектр предлагаемых учащимся видов занятий по интересам, тщательно изучив спрос на них, —  считает председатель облисполкома. — И в зависимости от этого искать помещения, инвентарь. Следует наладить тесную взаимосвязь с предприятиями, частными фирмами, которые могли бы помочь с оборудованием для таких кружков.

Занятость в свободное от учебы время — это и полезный труд. В текущем году более 3 тысяч школьников были привлечены к благоустройству территорий, подготовке учреждений образования к новому учебному году, из них около 400 — трудные подростки. Эта работа получит продолжение, так как проблема подростковой преступности не теряет остроты в регионе.

Как вернуть в школы мужчин, “немцев” и третий урок физкультуры?

Квалификационная структура производства меняется, а система профтехобразования пока работает без учета этого обстоятельства. К такому выводу пришли участники Могилевской областной педагогической конференции.

Выпускники ПТУ и колледжей, как и дипломированные специалисты, не всегда имеют возможность получить работу по специальности. А ведь в регионе ежегодно рабочие профессии приобретают тысячи юношей и девушек. Чтобы обеспечить более тесную связь образования с производством, решено ввести по заказам предприятий семь новых квалификаций. Практический пример такого сотрудничества показывает ОАО “Обувь”. За последние два года здесь совместными усилиями с профильным колледжем подготовлено 48 сборщиков обуви, которым на предприятии предоставлена работа.

 По информации Министерства образования Беларуси, педсоветы пройдут во всех областях и городе Минске до 27 августа.
На всех мероприятиях будут проанализированы достижения системы образования в минувшем учебном году, определены задачи на новый учебный год. Участники педагогических встреч рассматривают вопросы, касающиеся готовности учреждений образования к новому учебному году, совершенствования образовательной системы, новых форм и методов работы, а также представляют новые программы, учебники и пособия.

Однако перекосы между потребностями рынка труда и подготовкой рабочих кадров этим не исчерпываются. Регион уже несколько лет ощущает недобор на обучение кадров на сельскохозяйственные профессии. И главная причина не только в уменьшении количества детей в сельских школах. Как выразился один из педагогов, о конкурсах различных “мисс”, вплоть до “мисс детсад №...”, сообщают все средства массовой информации. А вот о конкурсах токарей, пахарей, иных профессионалов сообщения в них — редкость. И получается, что престижнее родиться красавицей, чем в совершенстве овладеть каким-то мастерством. Наверное, поэтому бегут из села молодые люди в поисках такой легкой и красивой жизни.
...Августовские конференции — своеобразные коллегиумы, где педагоги обсуждают свои дела и проблемы больше в кулуарах, чем за трибуной. Поэтому интересно было услышать мнение тех, кто не записывался для выступления. И опытнейший педагог и школьный организатор, директор УО “Круглянская СОШ № 1” Александр Белянкин охотно поделился им:

— Главная проблема нынешней школы — все уменьшающееся количество учеников. Недобор сказывается на штатном расписании, количестве ставок и, как следствие, на заработной плате учителей. Эта проблема плавно перерастает в кадровую. На селе существенно ощущается нехватка преподавателей иностранных языков. Отработав по направлению, “немцы”, “англичане” подыскивают иное занятие, нередко за границей. Нередко из материальных соображений. Те же соображения и низкий престиж учительской профессии привели к тому, что среди педагогов все меньше мужчин. В нашей школе их, например, всего четверо, включая учителей физкультуры и труда. Педагогика становится женской, а так быть не должно. Еще одной проблемой я определил бы недостаточность учебных часов  для занятий физкультурой. Статистика свидетельствует, что за школьные годы почти половина ребят “наживают” себе различные болезни. В их возрасте сидячий образ обучения противопоказан. И когда приходит время идти служить в армию, оказывается, что у одних отсрочка, а другие не годны по медицинским показаниям. Третий урок физкультуры в неделю, считаю, просто необходим!

 Знания — в цене

Министерство образования провело мониторинг цен на платное обучение в подведомственных вузах и ссузах.

Стоимость платного обучения в учреждениях высшего образования в среднем составит на дневной форме 9,687 миллиона рублей (от 7,153 до 14,950 миллиона.). Обучение на заочной форме обойдется в среднем в 3,883 миллиона (от 2,263 до 6,472 миллиона).

В учреждениях среднего специального образования обучение на дневной форме стоит от 2,730 до 9,811 миллиона рублей, а на заочной от 1,285 до 3,122 миллиона.

Данные цены будут установлены в 23 вузах и 46 ссузах, которые подведомственны Министерству образования, с 1 сентября 2012 года. В учреждениях образования стоимость платного обучения устанавливается по формам получения образования, курсам, а также может быть установлена и в разрезе специальностей. Это означает, что в одном вузе цена на обучение может быть установлена одна для всех специальностей, а в другом — определена на каждую специальность в отдельности.

На Могилевском областном педсовете звучало много интересных предложений. В том числе — подумать о расширении дистанционного обучения. Ведь электронное оснащение школ и учреждений среднего специального образования значительно улучшилось, надо подумать, как получить от нового оборудования максимальную отдачу.

 Тем временем

Готовность школ к новому учебному году в плане пожарной безопасности проверили спасатели.
На сегодня сотрудники МЧС проверили более семи с половиной тысяч учреждений образования (из них три с половиной тысячи школ), проведено около четырех с половиной тысяч инструктажей и иных противопожарных мероприятий. В ходе проверок выявился ряд проблем: 495 объектов не обеспечены автоматической системой сигнализации, 190 не имеют уровня защиты, а у 91 учреждения образования недостаточное количество средств пожаротушения. К административной ответственности за нарушение законодательства о пожарной безопасности привлечены 1 тысяча 200 руководителей и 400 иных лиц, сообщил  главный специалист управления надзора и профилактики МЧС Беларуси Василий Сивчик.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter