Итоги многочасовых переговоров президентов Беларуси и России в Москве

Минск и Москва: общие позиции и планы

Санкции — время возможностей. К противодействию им следует подключить ­ОДКБ и ­ЕАЭС. Военный удар планировался не только по Донбассу, но и по Беларуси. Обстановка вблизи ­ЧАЭС настораживает. О чем еще шла речь на переговорах в Москве президентов Беларуси и России

Одна из центральных тем встречи — санкционное давление на Беларусь и Россию и совместное ему противодействие. Понятно, Запад просто так от нас не отстанет. Взывать к его голосу разума бесполезно и бессмысленно. Нам надо научиться не просто жить с этой неприятностью, но и повернуть ее себе на пользу. Александр Лукашенко высказал оценку, с которой полностью согласился и Владимир Путин:
— Российская Федерация, а мы тем более, — всегда под санкциями. Сегодня они более масштабные, но мы уже к этому, простите, свинству Запада привыкли… Сегодня санкции для нас — это время возможностей… Если мы с вами сориентируемся, поверьте, через полгода, к концу года люди забудут, что это случилось, с точки зрения экономики.

Диалог в широком смысле

— Спасибо, что приехали, — тепло поприветствовал Президент России белорусского коллегу. — Мы проводим встречи регулярно, обмениваемся информацией по телефону, корректируем наши действия.

Прежде чем перейти к основным темам переговоров, Владимир Путин поздравил Александра Лукашенко с успешным проведением референдума, результатом которого является внесение поправок в Конституцию:

— Я знаю, что явка очень большая и поддержка граждан Беларуси тоже очень солидная.

— Больше, чем на президентских выборах, кстати, на полтора процента, — уточнил Глава белорусского государства.

— И хорошо, — поддержал Владимир Путин. 
— Думаю, что этот политический процесс, который вы инициировали, диалог, который вы ведете с людьми, чрезвычайно важен для того, чтобы ситуация была устойчивой и стабильной. А только при такой, именно при стабильной, устойчивой ситуации можно говорить и об экономическом развитии.
В этой связи Президент России отметил, что в прошлом году более чем на треть увеличился белорусско-российский товарооборот:

— 34 с лишним процента, сейчас подводят итоги окончательные, это становится очевидным. В целом ситуация развивается в положительном ключе.



Глава российского государства при этом не отрицает определенных проблем, связанных с санкционным давлением, но отмечает:

— Как мы с вами и говорили раньше, попытки ограничить наше развитие, сдержать его, они предпринимались всегда, предпринимаются и сейчас — сейчас в большем масштабе, конечно, это очевидно. 
Уверен, что мы пройдем через эти трудности и, наоборот, приобретем больше компетенций, больше возможностей чувствовать себя независимыми, самостоятельными. В конечном итоге пойдет на пользу, как это было в предыдущие годы.
Владимир Путин сказал о намерении проинформировать Александра Лукашенко и о ситуации на украинском направлении:

— Прежде всего о том, как идут переговоры, которые проводятся сейчас практически на ежедневной основе. Там есть определенные позитивные сдвиги, как мне доложили переговорщики с нашей стороны. Я расскажу обо всем этом поподробнее.

Время возможностей

Президент Беларуси подтвердил слова российского коллеги о том, что они работают в постоянном контакте:

— Как чувствовали, что времена будут непростые.

Александр Лукашенко продолжил разговор о санкционной проблематике. К слову, когда Президент подъехал к месту проведения встречи и направлялся ко входу, его остановил коротким вопросом дежуривший тут журналист:

— Санкции выдержим, как считаете?

— Еще как выдержим! Назло врагам! — прозвучал твердый ответ.

Эту мысль Александр Лукашенко развивал уже в разговоре с Владимиром Путиным:
— Я вам по телефону не единожды говорил: Российская Федерация, а мы тем более, — всегда под санкциями. Сегодня они более масштабные, но мы уже к этому, простите, свинству Запада привыкли. 
Почему свинству? Потому что это все нелегитимно, как они любят говорить, это все незаконно, в нарушение всех международных соглашений и договоров. Поэтому еще раз, третий раз: это просто свинство, с моей точки зрения. Я уже этого натерпелся, вы наелись уже.

Впрочем, санкционную проблематику Глава белорусского государства рекомендует не рассматривать в контексте упрощенного вопроса «переживем или не переживем»:

— Сегодня не так вопрос стоит. 
Сегодня санкции для нас — это время возможностей. Я человек советский, вы из советского периода, хорошо знаете: мы всегда тогда были под санкциями и нормально жили и развивались. 
Просто в силу сложившейся обстановки (даже не с санкциями связано, просто времени мало прошло) наши люди озаботились.

Президент заключил:

— Поэтому это время возможностей. 
Если мы с вами сориентируемся, поверьте, через полгода, к концу года люди забудут, что это случилось, с точки зрения экономики. 
И не надо говорить «переживем, не переживем санкции». Слушайте, мы их переживали сколько угодно. Нам надо отстроить нашу экономику. Обойдемся без них, у нас всё есть для того, чтобы нормально жить и работать.


Коварные замыслы

В разговоре речь закономерно зашла и о военной теме. Она в современной повестке объективно на переднем плане. Глава государства обратил внимание на суть некоторых аспектов:

— Благо что чем дальше, тем больше люди понимают. Не мы на них нападали. Не мы! Превентивно ВСУ начали стрелять, когда мы с вами еще за два дня были у вас дома. Мы с вами сидели в вертолете (после переговоров в Кремле 18 февраля во время прошлого визита в Россию Александра Лукашенко главы государств отправились в загородный комплекс, где продолжили общение в неформальной обстановке. — Прим. ред.), докладывали постоянно. Они начали. А я сейчас вам покажу, откуда на Беларусь готовилось нападение. 
И если бы за шесть часов до операции не был нанесен превентивный удар по позициям (четыре позиции, я сейчас покажу — карту привез), они бы атаковали наши войска — Беларуси и России, которые были на учениях. Поэтому не мы развязали эту войну, у нас совесть чиста.
Александр Лукашенко подвел черту:

— Хорошо, что начали. Биологическое оружие, самые большие атомные электростанции… И все это было готово — взорвать. Сейчас мы видим, что в Чернобыле творится, вы меня попросили электричество подвести…

— Спасибо, — поблагодарил Владимир Путин, ведь к этому времени уже было ясно, что эта просьба выполнена.

— А им не надо, — продолжил Президент Беларуси информировать коллегу, обращая внимание на отношение украинской стороны к этому акту доброй воли. — Вы понимаете? А им не надо! И пускай там что угодно творится, они отпихиваются, а мы силой подвели туда электричество, как я и обещал, к Чернобыльской станции.

Глава государства убежден, что теперь, когда многие истинные цели недругов становятся явными, ко многим людям приходит понимание положения вещей:

— Что есть что и за кем стоит эта правда. 
Не сделали бы это за сутки до того, поверьте, через несколько дней мы бы испили всю эту чашу с огромными потерями. Еще раз говорю: они не только по Донбассу готовились нанести удар. Они выстроили позиции для нанесения удара по Беларуси.
Александр Лукашенко обратил внимание собеседника на тревожное обстоятельство, о наличии которого публично заявил днем ранее:

— Иностранные наемники идут вдоль границы Беларуси к Чернобыльской станции. Три момента. Они хотят перерезать пути движения российских войск, в спину ударить, как я говорил. Это первое. Второе, они хотят ударить по позициям тех войск, которые у нас остались с белорусско-российских учений. И они не теряют надежду нас втянуть в эту бойню непосредственно, чтобы мы оголили западный участок. Не такие они простые. И что они хотят в Чернобыле сделать, нам еще придется с вами разгадать.

Глава государства резюмировал:
— Поэтому не надо оправдываться ни перед кем. Я вижу, как наши, ваши некоторые ведут себя: видите ли, «не то» сделали. Они бы испили эту чашу больше, чем в середине прошлого века, когда фашисты на нас двигались.

Вместе — лучше

Очевидно, что глобальным вызовам, а теперь уже явным угрозам легче противостоять сообща. С Россией и Беларусью вопросов нет. Мы встали спина к спине (как когда-то и предрекал Александр Лукашенко) и держим удар. Но есть еще ­ЕАЭС, ­ОДКБ, хотелось бы, чтобы и партнеры были рядом в непростое время. Отсюда инициатива Президента Беларуси:

— Я хочу предложить вам: слушайте, вы всегда помогали своим союзникам. Казахам помогали. Да всем. Рынок вы некоторым открыли. Не буду их называть, они обижаются. Ну так нам надо как-то собраться в ­ОДКБ, нам надо в ­ЕАЭС собраться, сплотиться вместе. Ведь все говорят о том, что нам надо вместе быть. Ну так давайте соберем. И поверьте, еще добавив эти рынки, мы через месяц забудем, что у нас есть санкции. 
Поэтому ­ОДКБ и ­ЕАЭС, вот я вношу предложение (думаю, вы меня поддержите), нам надо собраться в Москве, сесть за стол переговоров и договориться: мы вам это продаем, вы нам — это, и выстраиваем нашу общую экономическую политику.
Александр Лукашенко подошел к оптимистичному выводу:

— Поэтому я сегодня в Москву приехал с нормальным настроением, уверенный в том, что мы лучше сделаем, чем у нас всегда было после распада Советского Союза и даже в Советском Союзе. Ситуация не та, чтобы нам париться и переживать за какие-то события. Время просто надо, большое видится на расстоянии.

Ответ на атаку экономики

Владимир Путин, еще раз взяв слово, поддержал коллегу в том, что санкции для нас не то что явление не новое, а чуть ли не историческая традиция:
— Вы правы абсолютно, Советский Союз действительно жил все время в условиях санкций, развивался и добивался колоссальных успехов. 
Я вчера об этом сказал: даже после 1990 года в отношении России сохранялись и потом перешли уже в новые, в новейшие времена санкции со времен Советского Союза. Это так называемые «кокомовские списки», ограничения в области высоких технологий. Все это было, так и есть.

В настоящий момент налицо продолжение такой политики. Президент России подчеркнул:

— Сейчас массированный удар наносится по экономике. 
Практика последних лет показала, что там, где западники ввели против нас ограничения, мы приобрели новые компетенции и восстановили старые на новом технологическом уровне. 
И это все работает. Мы, конечно, стали в этом смысле сильнее, здесь вы правы. Это как раз, так и можно сказать, время возможностей, для того чтобы двигаться в направлении укрепления своего технологического, экономического суверенитета. Для этого всего мы сегодня и встретились.

kryat@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter