Мимо нот

Несколько лет назад музыкальным издателям удалось добиться введения запрета на ксерокопирование нотных текстов...

Несколько лет назад музыкальным издателям удалось добиться введения запрета на ксерокопирование нотных текстов и тем самым спасти свой бизнес. Сегодня это вполне нормальная практика, когда оркестр, занимаясь подготовкой новой программы, заказывает ноты у издательства. В противном случае музыканты рискуют "попасть" на крупный штраф. И Беларусь здесь - не исключение. Копировать ноты на библиотечных ксероксах, например, у нас разрешено исключительно в учебных целях или при наличии у музыкального произведения статуса общественного достояния. Присоединившись к Бернской конвенции, наша страна признала справедливость и этих требований, хотя своих музыкальных издательств тут нет... Тем временем юристы переходят от слов к делу: общества по охране авторских прав начинают контролировать не только исполнение, но и способы записи музыкальных произведений уже в СНГ... Придется ли белорусским музыкантам отвечать за нарушение закона?


- Ситуация, конечно, непростая, - соглашается Александр Анисимов, главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра Беларуси. - Однако чтобы закон соблюдался до последней буквы, прежде всего должно измениться финансирование музыкальных коллективов. Вы в курсе, что почти 50 процентов бюджета европейских или американских оркестров - это стоимость нотного материала? Опять же возможность заказывать ноты у издательств - большой плюс и для музыкантов, ведь играть по ксерокопированным листкам крайне неполезно для зрения... Но некоторые ноты порой невозможно получить вообще никаким образом! Например, музыку Карла Дженкинса, самого, пожалуй, популярного из ныне живущих британских композиторов, мы смогли исполнить только благодаря известному скрипачу Марату Бисенгалиеву, который привез нам из Лондона музыкальный материал. Отыграв концерт, мы тут же вернули ноты обратно... В следующее воскресенье наш оркестр будет исполнять в Белгосфилармонии неизвестную белорусской публике музыку Рихарда Штрауса. Чтобы это стало возможным, мы связались с посольством Германии и там (за немалые, к слову, деньги) арендовали для нас ноты, которые мы обязались также вернуть сразу после концерта... Но пока 80 процентов произведений, которые исполняют серьезные белорусские музыканты, - это классика, ее можно свободно скопировать в библиотеках. Аренда нотного материала - тема для Беларуси новая, непривычная...


- На всех нотах, которые я покупаю за рубежом, имеется специальный значок, означающий запрет на ксерокопирование, - подтверждает пианистка Татьяна Старченко, художественный руководитель "Музыкальной гостиной" в Белгосфилармонии. - Но иногда, особенно когда едешь на гастроли, не хочется тащить еще и тяжелый клавир, и ты делаешь ксерокопии. Однако по первому требованию обязан предъявить оригинал... В общем-то наши серьезные музыканты знают, чем рискуют, и стараются соблюдать правила. Хотя помню, каким шоком для меня и моих белорусских коллег стал недавний случай в Литве, когда один музыкальный коллектив, участников конкурса, оштрафовали на довольно большую сумму только за то, что у них были отксерокопированные ноты... Но вы поймите, если наши музыканты играют по таким нотам, так это не потому, что не хотят платить. Просто других у них нет. Вот я, например, недавно привезла из Вены небольшой нотный сборник из 13 листов. Купила его в магазине за 40 евро. При том, что мой сольный концерт в Минске стоит меньше 40 евро... На серьезной музыке у нас деньги не зарабатывают. И не у всех есть возможность покупать в Вене ноты за 40 евро. Поэтому для некоторых интернет - тоже вариант... Конечно, в этом случае стоит иметь в виду, что к тебе могут прийти и проверить, по каким нотам ты играешь. Но к нам не придут...


После того как в центре Минска перестал существовать магазин "Ноты", музыканты живо стали обмениваться в интернете ссылками на электронные адреса, где можно "скачать" нотный материал. Причем далеко не всегда рекомендуя друг другу легальные электронные библиотеки... Впрочем, на территории Беларуси действительно едва ли кто-то из них рискует быть схваченным с поличным. Тем более что своим, белорусским композиторам, создающим мелодии сложнее трехаккордных песенок, часто и вовсе нечего защищать.


- Для белорусского композитора быть услышанным - огромная проблема, - продолжает Татьяна Старченко. - Например, наша заслуженная артистка Ирина Шумилина играет произведения своего отца, в другом исполнении музыку Михаила Шумилина я и не слышала. Игорь Оловников играет сюиты Владимира Оловникова - и, уверена, будет счастлив, если услышит, что кто-то еще исполняет мелодии отца, не выясняя, как к музыкантам попали ноты... Или, скажем, есть у нас замечательный композитор Александр Литвиновский, которого в Европе и Америке знают, наверное, больше, чем дома. Здесь он - радиожурналист, как правило, все наши композиторы зарабатывают на жизнь отнюдь не музыкой. Вот он написал концерт для фортепиано с оркестром, передал ноты мне - и по сей день я - единственный исполнитель этого произведения. Конечно, я этим горжусь, но...


Но в большинстве случаев наши композиторы только так и могут донести свою музыку до слушателей - подарив ноты исполнителю. Ведь далеко не все обладают деловой хваткой, чтобы продавать свое вдохновение зарубежным издательствам.


- До распада Советского Союза нам помогали издательства "Советский композитор" и "Музыка" в Москве и Ленинграде, - вспоминает Игорь Лученок. - Однако еще Григорий Ширма, а после и Юрий Семеняка пытались добиться, чтобы и у нас было создано свое профессиональное музыкальное издательство. Увы, ничего у нас не вышло... Кое-какие ноты сейчас издают разве что Министерство образования и одно небольшое частное издательство, но издать крупную форму - оперу, балет, кантату - теперь совершенно невозможно. В цене нынче попса...


93 процента нашей современной музыки едва ли когда-нибудь дойдут до своего слушателя - такое мнение прозвучало во время "круглого стола", организованного Институтом искусствоведения, этнографии и фольклора имени Крапивы Национальной академии наук. Нет издательских мощностей и на выпуск энциклопедий, справочников и словарей в области белорусского музыкального искусства. Не потому ли так живуче заблуждение, что до 1917 года серьезную музыку на территории современной Беларуси даже не пытались создавать? А факт того, что наша страна одной из первых начала печатать ноты еще в 1558 году, известен преимущественно архивистам...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter