В Гродно прошла встреча родителей, чьи дети осуждены за распространение наркотиков

Мера справедливости

Уже более 100 лет существует Международное общество плоской Земли. Как видно из названия, его члены всерьез борются с глупым домыслом ученых о том, будто Земля — шар. Во Франции есть Общество спасения улиток. В США — Союз сопротивления инопланетянам и Альянс за отделение школы от государства. После новостей об этих организациях я думал, что в сфере гражданских инициатив меня уже ничем не удивить. Ошибался, как выяснилось.

В Гродно прошла встреча родителей, чьи дети осуждены на длительные сроки лишения свободы по 328–й статье УК — за распространение наркотиков. Участники оказались единодушны в том, что с их чадами поступили ужасно несправедливо: отправили за решетку вместо того, чтобы понять и простить. «Что делать в тюрьме 17 — 18–летнему парню?» — риторически, как ей казалось, вопрошала одна из матерей. Хотя ответ, казалось бы, очевиден: находясь в колонии, ее сын больше не сможет продавать наркотики другим 17 — 18–летним парням. Но логике на этой встрече не было места, ее заменили эмоции. «Молодые люди в юном возрасте не осознают своих действий, но это же не значит, что их нужно сажать на такие сроки!» — лейтмотив встречи обозначила другая выступавшая. В итоге все сошлись на том, что в Беларуси необходимо создать общественное объединение, которое будет бороться за сокращение сроков наказания наркоторговцам. Одна из активисток, некая Людмила Ж., провозгласила: «Наша программа максимум — это пересмотр дел осужденных детей и давление на органы...»

Конечно, можно было бы порассуждать о том, что в свое время родителям следовало бы давить на другие органы — органы слуха своих детей, чтобы те на дух не приближались к опасным веществам. Но это и так очевидно. Лучше напомню, что зимой нынешнего года не было источника информации, который бы не рассказал о грядущем ужесточении в деле борьбы с наркотиками. Не раз было сказано, что к ответственности за эти преступления будут привлекать с 14 лет. Многажды было повторено, что максимальный срок лишения свободы может составить до 25 лет. Риск провести за решеткой до 15 лет — за продажу или передачу наркотика заведомо несовершеннолетнему. Объявляя об этих, безусловно, жестких нововведениях, государство подчеркнуло их насущность уже в названии известного Декрета № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков». Меры действительно не терпели отлагательств: в прошлом году спайс страшными темпами гробил молодежь, которая выпрыгивала из окон или резала друг друга. Эти новости почему–то проходили мимо родителей нынешних осужденных, пока и в их дом не пришла беда.

Да, это большое несчастье, когда твой ребенок оказывается за тюремным забором. Он ломает не только собственную судьбу, но и калечит жизнь родителей, которая начинает подчиняться строгому распорядку коротких свиданий и бесконечному ожиданию весточки из–за решетки. Поэтому я крайне далек от злорадства или резюме в стиле «поделом!». Матерей можно понять: ни одна из них не воспитывала будущего наркоторговца, ни одна не желала своему чаду провести долгие годы на нарах. Напротив, как правило, выбивалась из сил, чтобы сын вырос достойным человеком. Поэтому теперь она ни за что не признает, что приговор в отношении ее ребенка законен и справедлив. Об этом свидетельствует и читательская почта «СБ»: почти ежедневно нам приходят письма от матерей осужденных убийц, вымогателей и насильников. И каждый из них предстает на бумаге сущим ангелом, не способным обидеть и мухи. Понятно, что материнское сердце писаным законам не подчиняется — ему не прикажешь... Однако никому из авторов этих писем еще не приходило в голову создать общественное движение за освобождение своих деток, отнявших у кого–то имущество, здоровье, а то и жизнь. В отличие от участниц гродненской встречи, которые признают, что их дети совершили тяжкое преступление, но им за это многовато отмерили.

Чем утешать безутешных? Например, тем, что наше законодательство ничего нового не изобретало: даже в либеральной Европе можно получить 15 лет тюрьмы или пожизненное заключение за распространение наркотиков организованной группой. А во многих странах наркоторговцев без особых оговорок приравнивают к убийцам. И, невзирая на юную неразумность, вешают или расстреливают. Белорусские же дилеры остаются в живых. В отличие от многих своих клиентов, уже скончавшихся или доживающих несправедливо короткий век бесчувственными растениями.

Кстати, я бы не был удивлен, если бы у нас появилось другое родительское движение — объединение матерей, чьи дети погибли от наркотиков. Но есть опасение, что встреча членов этих двух общественных организаций закончится, мягко говоря, непредсказуемо...

rud@sb.by

Советская Белоруссия № 166 (24796). Вторник, 1 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter