Машино-место пусто не бывает

По вечерам минские дворы напоминают автомобильные рынки...

По вечерам минские дворы напоминают автомобильные рынки. Машины расставлены в хаотичном порядке, где только можно и нельзя. Границы между проезжей частью, тротуарами, детскими площадками и зеленой зоной фактически стерты. В общем, ни пройти (почта «СБ» переполнена подобными письмами), ни проехать. Ни «скорой», ни «пожарной», ни мусоровозам! Проблему зачастую не решает даже строительство стоянок. Кому охота идти за несколько кварталов, когда можно поставить авто прямо под окном? Это поняли и руководители гаражно–строительного потребительского кооператива «Автопаркинг 1», предложив проект по созданию быстровозводимых мини–паркингов. Характерная особенность — их можно вместить даже на небольшом пятачке площадью 20 на 40 метров. А вот в оценке плюсов и минусов мнения расходятся.


Точка во дворе


Сразу оговорюсь: увидеть в наших дворах уже готовое такое сооружение пока невозможно. «Добро» на строительство первых из них было получено лишь в конце лета. Сейчас ведутся проектные работы. Ожидается, что первыми смогут оценить новую двухуровневую стоянку жители сразу двух дворов в микрорайоне Сухарево и домов вблизи станции метро «Кунцевщина».


Заместитель председателя кооператива Виктор Жлобич кладет на мой стол чуть ли не целый бизнес–план, согласно которому за несколько лет можно разгрузить от автомобилей проезды 900 дворов.


— Наши специалисты внимательно изучили основные «спальные» районы Минска и пришли к выводу, что площадок, где, учитывая все существующие нормы и требования, можно разместить мини–паркинги, предостаточно. Что они собой будут представлять? Двухэтажный металлический каркас с использованием современных отделочных материалов из металлопрофиля. Там, по расчетам, смогут разместиться 49 автомобилей. Именно такое количество мест уже позволит окупить стоянку. Срок строительства — от трех месяцев до полугода. Причем используемая нами технология позволяет работать в любое время года, привлекая минимум строительной техники, и не требует особой квалификации.


Вот еще аргументы. Итак, по планам место на парковке можно будет приобрести в собственность примерно за 6 — 7 тысяч долларов. Стоимость же места в подземных гаражах, которые сейчас строят в новых домах, в несколько раз выше. Для начала проект собираются запустить в новых микрорайонах, а не, скажем, в Чижовке или Курасовщине, где покупательная способность жильцов ниже.


Круговое движение


Передо мной перечень потенциальных мест, где может развернуться строительство. Они предложены руководством администраций районов. Впрочем, это вовсе не значит, что мини–паркинги там появятся в любом случае. Не забывайте о беготне по инстанциям, массе согласований, ворохе бумаг за разными подписями, для получения которых нужно иметь стальные нервы. Виктору Жлобичу весь бюрократический механизм пришлось ощутить на себе:


— Обследование и предварительное согласование места под паркинг с администрацией района занимает месяц–два, общественное обсуждение — 2 — 3 месяца, очередное согласование — получение акта выбора земельного участка — еще столько же. Но с учетом различных немотивированных проволочек эти 5 — 8 месяцев растягиваются до 2 — 2,5 года! Скажем, только протокол общественного обсуждения мы получали в комитете архитектуры и градостроительства 8 месяцев. А другие площадки были тут же заасфальтированы под 5 — 10 машино–мест. Это и понятно. В любое время вместо стоянки туда можно будет втиснуть какой–нибудь другой объект. Мы направили письмо в Мингорисполком с перечнем всех проблем и просьбой принять необходимые организационные меры. Ждем ответа.


...Типовой двор в районе минской площади Бангалор. Как и во многих минских дворах, машинами заставлен каждый клочок территории. На земле отчетливо видны следы протекторов шин. Чуть вглубь простирается пустырь: несколько деревьев дополняет табличка: «Собак выгуливать запрещено». Здесь ГСПК «Автопаркинг 1» пробовал согласовать установку мини–паркинга. Однако во время общественных обсуждений получил 30 страниц протеста — письмо с 600 подписями «против». Директор ЖЭУ № 85 Галина Синкевич, в чьем ведении находится территория, разъяснила почему:


— Рядом с этим двором проходят две оживленные улицы — Сурганова и Богдановича, поэтому для наших жителей гораздо важнее вопросы экологии. На площадке, где хотели разместить стоянку, они предлагают разбить парк. Во время общественных обсуждений только один человек высказался за парковку. Другие, наоборот, даже согласны купить деревья за свой счет. А куда ставить машины? Я так понимаю, они об этом не думают. Как мы выходим из положения сейчас? Делаем «экологические» парковки.


Виктор Жлобич недоумевает: «Кто обычно бывает против? В первую очередь пожилые люди. Мол, как же так, вырубят, ироды, несколько деревьев и построят чуть ли не под окнами непонятную конструкцию?! Но ведь именно они — пешеходы, пенсионеры — и пишут жалобы о перегруженности и о загазованности наших дворов. А что скажет бабушка, когда именно к ней из–за хаотично припаркованных авто к подъезду не сможет подъехать «скорая» или «пожарная»? Говорят еще, что негде гулять с детьми. Но вы сами видите: в полусотне метров есть отличная аллея, стадион... Напротив — парк Дружбы народов».


***


Поможет ли идея ГСПК «Автопаркинг 1» разгрузить наши дворы? Думаю, любая инициатива может принести пользу, тем более когда есть энтузиасты, желающие ее «обкатать». Эксперты, с которыми я пообщался, едины во мнении: решения по паркингам могут быть разными. Ведь, чтобы иметь автомобиль, нужно позаботиться и о стоянке для него. В Европе основным регулятором этого правила являются деньги. Ты можешь парковаться где угодно, но плати за это. А если не платишь — получи огромный штраф.


Тем временем


Согласно одной из идей спасением для автомобилистов могут стать небольшие двухуровневые паркинги, сделанные из легких металлоконструкций. Правда, принцип действия здесь такой, что машина, стоящая сверху, не сможет выехать, пока не отъедет нижний автомобиль и не опустится платформа. А на «Могилевлифтмаше» сейчас тестируют опытный образец «парковки–карусели», работающей по принципу колеса обозрения. Такие уже несколько лет функционируют в Европе, есть и в России. Водитель заезжает на площадку, установленную на уровне земли, потом выходит из автомобиля, нажимает лифтовую кнопку — и его автомобиль поднимается вверх. А в месте заезда останавливается незанятая «люлька».

 

«Есть вопрос»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter