Марка, которой, может быть, и не было

Прошлое Беларуси — хроника переплетения судеб многих народностей...

Прошлое Беларуси — хроника переплетения судеб многих народностей. Редко встретишь какой–нибудь исторический артефакт, который бы безоговорочно принадлежал только нам, — почти всегда кто–нибудь из соседей считает его также и своим. Так сложилось, что многие уникальные для нашей страны вещи связаны со Слутчиной. В силу разных причин общественное и экономическое развитие этого региона опережало многие другие вплоть до начала XX века.


И вот совсем недавно мне стало известно о существовании загадочных и малоизвестных белорусских марок, которых в общем–то до обретения Республикой Беларусь независимости было в нашей истории не так–то уж много. О слуцких раритетах согласился рассказать минский филателист, пожелавший представиться Михаилом Панаевым–Скабичевским.


О марках слуцкого выпуска не известно практически ничего: ни точной даты, ни места выпуска, ни тиража. Неизвестно, какое количество их сохранилось. Некоторые филателисты вообще относят их к «непочтовым» или «полупочтовым», то есть выпущенным не для того, чтобы оплачивать с их помощью письма, а для каких–то других целей. Но даже в этом случае марка представляет собой историческую ценность. Хотя бы потому, что еще двадцать лет назад многие просто не верили в ее существование.


В конце 1920 года в Слуцке, еще до прихода туда Красной Армии, власть в свои руки взяла Рада Слутчины. Просуществовала она недолго, но на радость любителям загадок в наследство от нее остался слуцкий марочный выпуск. Согласно некоторым сведениям, эти марки были выпущены первого января 1920 года в деревне Грицевичи Слуцкого уезда, где тогда размещалось управление антисоветской Рады. Есть также свидетельства, что большая часть тиража сгорела при пожаре, а сохранилось лишь 220 марок. Казалось бы, известна дата, когда марки были напечатаны, известно их, пусть и на 1920 год, количество. Однако не все так просто.


Дело в том, что слуцкий выпуск — это не обычная марка, а надпечатка на выпущенной в Польше в 1919 году стандартной почтовой марке. Делалось это, по одной из версий, для того, чтобы в нормальном порядке оплачивать почтовые отправления. Впрочем, есть и другая версия, согласно которой ни в каком обращении эти марки никогда не были, а были позднее распроданы в Варшаве бывшими членами Рады Слутчины.


Свидетельствует в пользу подобных версий вот еще что. Слуцкий выпуск, разумеется, был изготовлен без разрешения польских почтовых властей, но его создатели, видимо, хотели придать им почтовый характер: из Барановичей были высланы в адрес известной филателистической фирмы братьев Зенфф в Лейпциге письма, оплаченные польскими и слуцкими марками одновременно. Причем всю стоимость посылки покрывали уже польские марки. В тот же период была отправлена и еще одна открытка со слуцкими марками, на которую также были приклеены и обычные польские марки...


Сегодня известно 12 вариантов марок слуцкого выпуска. Ровно половина существует гипотетически, то есть кто–то когда–то где–то их видел, но документальных подтверждений существованию нет. Да и вообще толком не подсчитано, сколько же этих марок осталось: одна, две, десяток или сотни?


— Одна у меня точно есть, — говорит Михаил. — Может, для других филателистов она, как, видимо, «непочтовая», никакого интереса не представляет. Я же на нее никак не нарадуюсь. Ведь она свидетельствует прежде всего об истории нашей страны. Во всем ее сложном и противоречивом развитии.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter