О коррупции

Манометр общества

Читая мнения сограждан относительно будущего закона, которые в течение нескольких дней публикует «СБ», испытываешь двойственные чувства. С одной стороны, впечатляют искренняя озабоченность читателей, их рассудительность, взвешенность мнений, иногда и компетентность даже далеких от юриспруденции людей. С другой (иные разве что расстрела коррупционерам не требуют!) — невольно начинаешь думать, что страна погрязла в коррупции. Но ведь это не так! Да, иногда у нас сажают прокуроров, таможенников, директоров и зампредов. Но случаи все же не массовые. Зато наши бизнесмены не покупают баскетбольные клубы за океаном. Автоинспектора тоже взяток не вымогают. И роскошью у нас кичиться не принято, ее, скорее, скрывают.


Самое время сопоставить: а как с коррупцией в других странах? На слуху лишь наиболее громкие имена и резонансные дела. Владелец «Формулы–1» Берни Экклстоун откупился сотней миллионов долларов от коррупционного обвинения. В том же повинен бывший премьер Италии Берлускони: сейчас исправляется, по–нашему, «на химии» — периодически работает в доме престарелых. Коррупционными схемами — и это доказано — сопровождались выборы прежнего президента Франции Саркози. В Германии депутат погорел на взятке от бизнесмена в виде дома. Было «куплено» место проведения предстоящего футбольного чемпионата. Перечислять можно долго. Это исключения или система?


Согласно опросу, проведенному в августе прошлого года Центром исследований общественного мнения (СВОS), 93% респондентов считают, что коррупция в Польше — это одна из самых больших проблем. В том, что польская коррупция — явление массовое, убеждены более всех люди 45 — 64 лет, которые назвали себя религиозными или же симпатизирующими левым политическим взглядам. По мнению 70% опрошенных, многие высокие должностные лица имеют корыстные материальные интересы при исполнении своих служебных обязанностей. Противоположного мнения придерживается только 1% опрошенных. 57% респондентов считают, что факты коррупции случаются как в правительстве, так и среди членов парламентской оппозиции.


Системную и отнюдь не благостную картину демонстрирует очередное исследование «Евробарометра», проведенное по заказу Еврокомиссии. В каждой стране персонально было опрошено от 500 до 1.000 граждан, которым задавались самые разные вопросы о том, насколько они озабочены коррупцией в своей стране, часто ли им лично приходится с ней сталкиваться, в каких сферах жизни и т.д. Такое исследование «Евробарометр» проводит раз в два года. Опросы, которые легли в основу нынешнего исследования, были проведены в феврале — марте 2013 года.


Так вот, девяносто пять процентов жителей Литвы считают, что коррупция в стране широко распространена. Это один из самых больших показателей среди всех стран Евросоюза. Более высокий процент респондентов с такой точкой зрения был только в Греции (99%) и Италии (97%), такие же результаты, как в Литве, зафиксированы в Испании и Чехии. В Латвии респондентов, которые считают, что коррупция у них в стране широко распространена, было 83%, в Эстонии — 65%. В ЕС в целом таких было 76%.


Комитет ЕС по внутренним делам представил доклад, посвященный коррупции в Евросоюзе. По подсчетам комитета, коррупция обходится экономике ЕС минимум в 120 млрд. евро в год. Наиболее коррумпированными граждане ЕС считают Грецию, Испанию, Италию, Литву и Чехию, а наименее — Германию, Францию и Данию.


Глава еврокомиссариата по внутренним делам Сесилия Мальмстрем, представлявшая доклад, заявила, что уровень коррупции в ЕС настолько велик, что «просто захватывает дух».


В нашей стране, насколько можно судить, подобные исследования не проводились. Редакционная почта — весьма объективный показатель настроений в обществе. Так вот, до того, как мы пригласили читателей участвовать в обсуждении закона, она отнюдь не изобиловала жалобами на коррупцию. Они были единичны и чаще анонимны: мол, начальник завел любовницу и платит ей повышенную зарплату. С другой стороны, активность обсуждения ясно показывает, что не только власть, но и общество, граждане вполне сознают деструктивный, разрушительный для государства потенциал коррупции. Она, как газ под большим давлением: невидим, но может рвануть. Расслабляться нельзя, надо внимательно следить за манометром и держать процесс под неусыпным контролем. Мы так и поступаем.


ponomarev@sb.by


Советская Белоруссия №158 (24539). Четверг, 21 Августа 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter