Классика жанра: С приходом весны в Беларуси многие дороги в плохом состоянии

Малые дороги просятся в одни руки

Весна пришла, дороги «вскрылись». Классика жанра: ямы, ухабы, трещины после зимнего сезона...
Весна пришла, дороги «вскрылись». Классика жанра: ямы, ухабы, трещины после зимнего сезона. Потому и жалобы волной сейчас идут с городских и сельских улиц, удаленных от оживленных магистралей. Примечательно, что подобная хроника весенних проблем повторяется из года в год. Почему на малых дорогах в жарком споре по–прежнему сходятся люди и службы?

За глухой стеной

Жилой микрорайон Железнодорожного района Гомеля, примыкающий к предприятию «Гомельстройматериалы», больше напоминает деревню в плотном промышленном кольце. Приземистые дома, тихие улицы и оторванность от цивилизации. Так, во всяком случае, считают местные жители.

Когда–то их микрорайон имел короткую безопасную дорогу в город. Она выводила на магистральную улицу Могилевскую, где есть остановка общественного транспорта и единственный в округе нормальный магазин. Однако неведомо по какой причине проезд закрыли бетонным забором. То ли так решили замаскировать пустырь, то ли застолбить площадку под объект. Местные жители отвоевали тогда лишь узкий проход в ограждении. Но десятилетие уже позади, а на этом участке без перемен. Внутри микрорайона ни толковых дорог, ни магазина. У людей риторический вопрос:

— И с чем мы остались? С дорогой через базу предприятия «Гомельвтормет». Но она сильно загружена и небезопасна. Здесь ходят тяжелые машины с ломом. Есть еще один выход к остановкам — через железную дорогу. Но и это не самый короткий и безопасный вариант. Особенно для детей.

После многочисленных жалоб здесь пустили автобус для связи микрорайона с городом. Курсирует он лишь по будням — три раза в день. До прочих остановок транспорта за километр хода... Оглядываю окрестности. Бегать здешними улицами на каблуках себе дороже. Легковушки тоже бедствуют. Дорожное полотно избито ямами и рытвинами. То одни, то другие улицы микрорайона периодически признаются аварийными. Вот и последний осмотр сотрудниками ГАИ завершился предписанием на проведение ремонтных работ.

Примечательно, что борьба жителей микрорайона за свои улицы–дороги идет с 2009 года. Стоит сказать, не вхолостую. Улицы точечно ремонтируют настолько, насколько позволяют возможности бюджета и коммунальных служб. Но... Десятки официальных ответов, звонков на линии. Однако у людей до сих пор нет ясности: почему нельзя восстановить для жителей и машин былую прямую связь микрорайона с городом, то есть с улицей Могилевской?

А нет этой ясности по одной простой причине: ответы приходят разные. Одни чиновники пишут, что дорога невозможна принципиально из–за отсутствия «условий видимости и сближения». Другие: здесь будут строить объект. А третьи: в бюджете нет средств, стройте за свой счет. Хорошо бы, конечно, с позицией определиться. Иначе есть риск увязнуть в отписках, ни на йоту не приблизившись к пониманию дорожной проблемы, значимой для людей.



Весна на Советской улице

С улицей Советской в деревне Даниловичи Ветковского района я познакомилась в 2011 году. Ее «достопримечательностью» тогда стала исключительная разбитость на окраине, плавно переходящей в поле. После дождей здесь утопали в грязи не только люди и легковушки, но и техника местного агропредприятия.

Частично асфальтированная дорога значилась на балансе районного предприятия ЖКХ, у которого подобных «горячих точек» — десятки, а вот средств на их ремонт, увы... Потому с Советской я практически сроднилась. Обычно в сезоны проливных дождей оттуда приходили короткие вести: ну вот, опять... Поинтересовалась и нынче, какой расклад. Местные жители отрапортовали:

— Ямы «закатали» строительным мусором. Пока передвигаться можно.

Надо понимать, случился текущий ремонт. Произошли перемены и на улице Чкалова деревни Еремино Гомельского района, откуда письма о бедствиях дорожного полотна стали приходить с 2009 года. Примечательно, что ремонт здесь был. Но его хватило буквально на два года. Потом опять появились ухабы и рытвины. А значит — письма. Ныне председатель сельисполкома Наталья Слюнькова делится сдержанным оптимизмом:

— Улицу выровняли грейдером... Весь вопрос в финансовых возможностях. У нас, например, коммунальникам удается ремонтировать в год только одну улицу, а остальные — поддерживать.

В сельских и поселковых Советах, куда ни загляни, говорят без купюр. Состояние дорог, которые находятся на обслуживании ЖКХ, — болезненная тема. И денег не хватает, и профессионализма недостает. Ведь дороги не совсем вопрос жилищно–коммунального хозяйства.

Откуда ноги растут

Почему вдруг малые дороги оказались в ведении коммунальников, отдельная история. Около пяти лет назад, когда дорожная сеть городов и деревень стояла на перепутье, каждый регион принимал свое решение. Дороги республиканского и местного значения с весомой транспортной нагрузкой, понятно, остались под патронатом дорожных организаций. А вот малые или второстепенные в некоторых областях передали на баланс предприятий ЖКХ. В ведении коммунальников Гомельской области, например, оказалось больше 6 тысяч километров таких дорог.

Руководствовались, видимо, тем, что уличные артерии, часть которых — грунтовые, не потребуют больших затрат. Но и эти дороги имеют свойство создавать проблемы. А решать их, чтобы эффект был на годы, нужно при помощи специалистов и техники. Однако ни первого, ни второго в системе ЖКХ не было. И до сих пор коммунальникам не удается решить вопрос в этом деле, хотя и пытаются. Заместитель начальника управления жилищно–коммунального хозяйства облисполкома Павел Павлов рассказывает последние новости:

— Сейчас докупаем автогрейдеры для чернобыльских районов за счет Госпрограммы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Оснастить спецтехникой регионы, которые не входят в число пострадавших, уже сложнее. Собственных средств у предприятий ЖКХ на это нет.

На содержание второстепенных дорог деньги из областного бюджета идут в районы, а там уже решают, куда их направить в первую очередь. На все проблемные места, увы, не хватает. Поэтому стараются привлекать спонсоров. В городе это еще возможно. А в деревне — проблематично. Впрочем, деньги — далеко не все в этой истории. И большими вливаниями, и малыми надо разумно распоряжаться. Если дорожные предприятия уже давно не просто чинят дороги, а внедряют и осваивают новые технологии, удешевляя работы и продлевая срок действия ремонта, то для районных коммунальников все это беспредельные дали. Равно так же, как для дорожников, например, ремонт водопроводных сетей.

О том, что каждый должен профессионально заниматься своим делом, недавно шла речь и на очередном заседании рабочей группы по проблемам ЖКХ при Комитете госконтроля («Не всё стриги, что растет», «СБ» за 29 марта). Ситуация, когда техника дорожников чистит снег до деревни, а вслед за ней, чтобы почистить улицу этого же села, идет трактор ЖКХ, — показалась как минимум странной. Дороги должны быть в одних хозяйских руках. С этим сегодня трудно спорить.

Советская Белоруссия №66 (24449). Среда, 9 апреля 2014 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter