Люди вдоль дороги

То, чему стали свидетелями корреспонденты «СБ» в Речицком районе, пожалуй, достойно Книги рекордов Гиннесса...

Как обычно мы добираемся на работу? Большинство, скорее всего, на автобусе, троллейбусе или метро. Кто–то — в личном авто. Можно приспособиться и к электричкам, если в пригороде небольшой выбор вакансий. Порой наоборот: компании из города в сельскую местность доставляют своих сотрудников организованно спецрейсом. Но то, чему стали свидетелями корреспонденты «СБ» в Речицком районе, пожалуй, достойно Книги рекордов Гиннесса. 13 учителей Заходской средней общеобразовательной школы во главе с директором и в компании с воспитателями детсада к месту трудовой деятельности и обратно ездят... автостопом. Причем некоторые пускаются в каждодневный рискованный вояж уже больше 15 лет...


Попутчики


На часах 7.20. Мороз минус 10. Окраина Речицы. Последняя городская остановка «Ритм». С нами Дарья Залукаева, выпускница Мозырского педагогического университета имени Шамякина. В агрогородок Заходы попала по распределению. От предоставленного жилья отказалась. Говорит, потому, что дом нужно было отапливать дровами. Да и к чему экстрим и упражнения в самостоятельности, если всего в 35 километрах, в Речице, живут папа с мамой?


Теперь у Дарьи экстрим другого рода: каждое утро голосует на дороге. Автобус в деревню, где с августа новоиспеченная учительница преподает английский язык, ходит четыре раза в неделю, два из них в выходные — субботу и воскресенье. И отправляется из Речицы в 6 утра. А занятия в школе начинаются в 8.40.


Пока общаемся, а легковые авто равнодушно проносятся мимо протянутой Дашиной руки, к нам присоединяются две попутчицы, воспитательницы заходского детсада — Наталья Сергеенко и Анна Денищиц. Одну в Заходы направил центр занятости, другую распределили по окончании местного педагогического колледжа. У Натальи в Речице муж и маленький ребенок. О переезде в деревню и речи нет. Не решилась обосноваться в Заходах и Анна. Ей предложили комнату в доме с печным отоплением и колонкой на улице. Подумала и сняла комнату в городе.


Ура! Нам повезло: не прошло и 15 минут, как всю нашу веселую и слегка продрогшую компанию подобрал автобус с нефтяниками. В нескольких километрах от деревни, куда мы направляемся, — промысел, добывают белорусскую нефть. Это значит, что 4 километра от оживленной трассы Речица — Светлогорск к Заходам нам не придется идти пешком. Нефтяников везут как раз через деревню...


– Ну все, — обреченно изрек простуженный директор Заходской школы Евгений Ермилов. — Вы сейчас напишете, что нас, нарушая свои инструкции, возят нефтяники, им запретят, и будет еще хуже. Что тогда делать, не представляю. Ведь из 17 учителей у нас местных только трое.


Евгений в должности 4 года. Так же, как все, ездит на работу автостопом. У завуча Натальи Котовой стаж голосования на дороге еще больше — 16 лет. Недавно вышла на пенсию местная рекордсменка, проездившая в Заходскую школу на попутных более четверти века.


— И за все это время ни одного ЧП? — интересуюсь.


— Нет, — убеждает директор. — И на дороге никто не остался. И в школе ни разу не ночевали. Скажу больше: даже на работу не опаздывают. Трасса оживленная.


Курсирующие на перекладных учителя строго соблюдают меры предосторожности. Например, никогда не садятся в машину и не остаются на обочине дороги по одному и незнакомые легковушки стараются не останавливать. «И обязательно каждый вечер звонок родителям, — подчеркивает Наталья Сергеенко. — Муж не верил, что месяц продержусь на новой работе. Прошло почти полгода».


Человек привыкает ко всему. И сейчас воспитательницу куда больше беспокоит предстоящий новогодний утренник. С 24 декабря половина детей, скорее всего, не сможет посещать сад. И дело не в эпидемии ОРВИ или гриппа. В школе начинаются каникулы. И школьный автобус на две недели поставят в гараж. Детсадовских детей из соседних деревень за 6 — 7 километров возить будет не на чем. Об этом за день до нашего приезда заведующая сообщила на собрании родителям. А детки уже подготовили стишки...


— Но почему автобус у школы есть, а возить на нем учителей, воспитателей и даже дошкольников нельзя? — еще один вопрос директору.


— Законодательство не позволяет, — краток Евгений Ермилов. — Впрочем, об этом вам лучше спросить в районном отделе образования.


Что ж, едем в отдел образования. Это громко сказано: «едем». Ехать не на чем. Нефтяников обратно еще слишком долго ждать. Центральная усадьба совхоза «Комсомольск» в 20 километрах. Значит, рассчитывать, что в Речицу по делам будет ехать кто–то из руководства, тоже не приходится. Все, чем смог помочь директор, — попросил учителя труда подкинуть нас на личном автомобиле на оживленную трассу Светлогорск — Речица. А там уж как повезет.


— Можно час–полтора простоять, — напутствовала Дарья Залукаева.


Да, деваться некуда. Как говорится, взялись за гуж...


Остаться в живых


И вот мы на трассе. Уже 15 минут. Машин почти столько же, сколько на проспекте Независимости в Минске. Но никто не реагирует на наши поднятые руки.


— Никогда не думала, что у нас водители сплошь бездушные, — начинаю нервничать. На дворе не май месяц.


— А я и сам редко беру попутчиков, — возражает коллега, фотокор Александр Ружечка. — Слишком много всяких историй рассказывают. А вдруг мы с тобой какие бандиты?


— Ладно, частники боятся, а грузовые что?


— А у них тоже инструкция — попутчиков не брать. Представь, если исчезнет фура с грузом на несколько миллионов рублей?


Еще 20 минут. Машины, автобусики и фуры безучастно проносятся мимо.


— Все, снимай перчатки. Нос уже и так достаточно красный. Будем давить на жалость, — командует Александр. — Дыши на руки, так, чтобы пар побольше шел. И театральнее, а то околеем тут на дороге.


— А может, плакат написать: «Помогите, мы журналисты!» — генерирую идею, увидев неподалеку валяющуюся в снегу солидного размера картонку.


И тут... о чудо! Огромный МАЗ с колесами в мой рост включает красный мигающий сигнал и тормозит.


— У меня только одно место, — извиняясь, сообщает водитель.


— Ничего, как–нибудь поместимся, — хором отвечаем мы и с неожиданной для себя резвостью взлетаем на подножку фуры. Спаситель едет из Жлобина в Лоев за кирпичом.


На законных основаниях


В районном отделе образования рассказанная нами в лицах и красках история о том, как учителя добираются на работу автостопом и чего это стоило нам, похоже, никого ничуть не смутила.


— Люди в эту школу ездят не один год, и проблем никогда не возникало, — заявила заместитель начальника отдела Светлана Лукинская. — А если вы хотите сказать, что мы должны подвозить их на работу, то у нас есть закон об образовании, где говорится, что отдел образования осуществляет подвоз только учащихся. На это нам выделяют бюджетные деньги. Всем учителям мы предлагаем снимать жилье на месте. Да, зачастую это жилье без удобств. А как вы хотели? Это же деревня. В частности, Дарье Залукаевой предлагалось два варианта жилья. Она отказалась.


— У нас есть несколько автобусов, которые выезжают из Речицы по утрам, собирают детей из близлежащих деревень и доставляют их в школы, — подключается к беседе другой замначальника отдела образования Михаил Астапенко. — В этих автобусах подъезжают и учителя. Но специально возить педагогов за 35 километров не имеем возможности. Мы — бюджетная организация. Это нецелевое использование денежных средств. Для экономии затрат школьный автобус находится прямо в Заходах и собирает учащихся из окрестных деревень.


Кроме того, добирающимся на перекладных учителям припомнили сельскую надбавку 20 процентов, повышенную загрузку — полторы ставки. И то, что езда на попутках — их личный выбор. Так дешевле. Билет в рейсовом автобусе стоит порядка 5 тысяч рублей, а нефтяники денег вообще не берут, частники довольствуются тысячей–двумя.


— Мы как–то пытались организовать специальный маршрут, в стоимость не включали ни амортизацию автобуса, ни зарплату водителя, только топливо, — продолжает тему Михаил Астапенко. — Никто не согласился платить.


В общем, все ясно. Виноватых нет. Закон соблюдается. А то, что добираться автостопом априори небезопасно, никто и не думал. Разгула преступности в стране нет. Все тихо. И ладно. Выходит, вояж наш был напрасным? Решить транспортные проблемы учителей, похоже, не удастся. И вопрос с утренником для дошколят тоже завис в воздухе. В отделе образования лимит бюджета. А директор совхоза возить детей не имеет права. Все, что смог предложить, — солярку.


Как же все–таки несправедлив мир, думала я по дороге домой. Почему нефтяников каждый день за 40 километров и обратно возят 4 больших МАЗа и несколько автобусиков поменьше? И, полагаю, никто, принимая их на работу с самым высоким в стране уровнем зарплаты, не предложил этим крепким парням снять домик в местной деревне или ездить на попутках. А с хрупкими и безропотными женщинами и молодыми девчонками, для которых не нашлось работы в городе, можно и вот так... И хуже всего, что при этом чиновники ссылаются на закон. Но что такое закон? Документ, который пишут и, если надо, переписывают люди. Если в деревне Заходы всего 3 местных учителя, а все остальные приезжие и менять городскую прописку на деревенскую не хотят, то почему прежде всего районный отдел образования не трубит об этом на всех совещаниях? Почему не забрасывает министерство и исполком письмами: мол, у нас есть проблема и ее надо решать! Или езда автостопом на работу — это для бюджетников уже норма?


Р.S. Через час после нашего отъезда из Речицы отдел образования райисполкома обратился к начальнику нефтегазодобывающего управления «Речицанефть» с просьбой разрешить проезд в служебном автотранспорте предприятия педагогам и воспитателям из деревни Заходы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter