Сумеют ли страны ЕС вырваться из оков США и обрести независимость

Ловушка для Европы

В последние два года мир столкнулся с новой геополитической и экономической реальностью. Монополизм и диктат Запада уходят в прошлое. Впереди нас ждет формирование новой модели мироустройства. Для одних государств и объединений это время возможностей, для других — тест на жизнеспособность и выживание. К последним относится и Европейский союз. Чем глубже он втягивается в орбиту влияния США, тем меньше у него шансов сохранить свою субъектность. Как же так получилось, что один из самых перспективных интеграционных блоков вдруг оказался политическим импотентом, и сумеет ли он излечиться от этого «недуга»?


Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— В этой реальности все мы, кто бросил вызов несправедливому однополярному мироустройству, предлагаем странам Евросоюза будущее. Не все же там идиоты, все прекрасно понимают, где счастье ЕС и всей Европы. Здесь, в Евразии. Надо договориться с нами, Российской Федерацией и объединиться. Технологичный Запад и ресурсная база в Российской Федерации, продвинутые талантливые люди. Всё есть для того, чтобы объединиться и стать самым мощным и влиятельным центром на всей планете. А почему не идут на это? А не пускают. Американцы повязали по рукам и ногам еще со времен Второй мировой войны, плана Маршалла, где были влиты огромные кредитные ресурсы. Не дают. А политики без соответствующего мужского органа. Поэтому нет этого движения в этом направлении — там, где их счастье.

Во время открытого урока «Историческая память — дорога в будущее», 1 сентября 2022 года.

Предательство национального масштаба

Еще пару десятилетий назад многие искренне завидовали странам ЕС за умение жить на широкую ногу. И вдруг в одночасье от былой роскоши не остается и следа. Франция впервые с 2015 года вынуждена сокращать госрасходы, финнам предлагают экономить на посещении саун, Польша ставит рекорды по темпам инфляции, а к Германии и вовсе начинают примерять ярлык «больного человека Европы». Вдобавок ко всему среди европейских политиков нет единства по вопросам безопасности и внешней политики. Словом, некогда прочное здание ЕС вдруг начинает трещать по швам и сегодня являет собой весьма шаткую конструкцию.
Катализатором этих и других разрушительных процессов в ЕС стала сначала эпидемия коронавируса, когда на Западе были прерваны все производственные и логические цепочки и экономика, по сути, была остановлена, а затем конфликт в Украине. Именно с этого времени каждый свой чих, будь то введение санкций, наращивание оборонных бюджетов или военная помощь Украине, Европа согласовывает с хозяевами из‑за океана.
Больше года понадобилось европейцам, чтобы понять и осознать, каким кошмаром оборачиваются для них антироссийские, а на самом деле антиевропейские санкции, которые правительства стран ЕС ввели по прямой указке из Вашингтона, совершенно наплевав на национальные интересы. Иначе как предательством своих народов это не назовешь. Вместо того чтобы вспомнить о собственном величии и использовать огромный экономический потенциал, Европейский союз передал значительную часть своего суверенитета транснациональным институтам и сетям, которые находятся под влиянием США.

Завеса молчания

Справедливости ради надо сказать, что истоки этих вассальных отношений относятся к середине прошлого столетия. Вторая мировая война позволила США в значительной степени скупить всю Европу, «залив» ее деньгами по плану Маршалла и установив там свое политическое, экономическое и военное влияние. В научной, образовательной и медийной среде стала доминировать глобалистская и атлантическая повестка. Все это закреплялось на многочисленных форумах и конференциях.
На самом деле американцам никогда не нужен был сильный Европейский союз, и все эти годы они делали максимум для того, чтобы навредить своему союзнику, сделать слабым и зависимым от воли Вашингтона.
Факты говорят сами за себя. В 2008 году экономика Евросоюза была даже крупнее американской: 16,2 триллиона долларов против 14,7 триллиона. К 2022 году экономика США выросла до 25 триллионов долларов, тогда как ЕС и Великобритания, вместе взятые, достигли только 19,8 триллиона. Если же считать без Великобритании, то американская экономика сейчас на треть крупнее евросоюзовской, и эта тенденция только усиливается. Вот почему в кризисной ситуации у европейцев не оказалось не только политической воли, но и ресурсов для продвижения своей политики. Американцы же, чувствуя слабость ЕС, перестали брать в расчет его интересы.

Кульминацией здесь стал конфликт в Украине, повлекший за собой самоубийственную для стран ЕС санкционную политику. Яркий тому пример — отказ европейцев от российских углеводородов. Со времен СССР именно дешевый газ из Сибири был основой экономического роста европейской промышленности и сельского хозяйства. Ударив по поставкам доступного голубого топлива, США поставили ЕС в энергетическую зависимость от своего поистине колоссального рынка.

Подрыв в сентябре 2022 года двух российских экспортных газопроводов в Европу «Северный поток — 1» и «Северный поток — 2» еще больше закрепил эту зависимость. Спустя год после этой диверсии — никаких результатов расследования (да и проводилось ли оно вообще?), никаких обвинений, ни одного ареста.  
Дело окутано завесой молчания, словно ничего и не было. Зато теперь американским компаниям ничто не мешает наживаться на проблемах европейцев, втридорога продавая им свой сжиженный природный газ. 
По данным Еврокомиссии, американские поставки СПГ в прошлом году выросли на 137 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. При этом цена на американский газ превышает стоимость российского в 3 — 7 раз. Неудивительно, что с приближением зимы у простых европейцев растет беспокойство по поводу высоких счетов за электроэнергию.

С такими друзьями и врагов не надо

Впрочем, избирателям придется раскошелиться не только за тепло, свет и горячую воду в своих домах. Резкий рост стоимости энергии заметно подрывает конкурентоспособность европейской промышленности по сравнению с американским производством.  
Стоимость энергии для промышленности и бизнеса в ЕС также увеличилась в разы. Это вынудило многие европейские компании перенести отдельные производства в США. В итоге Америка получила новые рабочие места, увеличение налоговых платежей в бюджет, рост покупательной способности. Европа же всего этого, наоборот, лишилась.  
Да еще столкнулась с волной социального недовольства. Вот так США укрепляют свою экономику в ущерб Евросоюзу.

Получается, антироссийские санкции больше навредили самим европейцам. Западные политики, желая совершить невозможное и изолировать Россию, а заодно и Беларусь, не без помощи американских «друзей» явно недооценили потенциал российской и белорусской экономики и чересчур переоценили свои возможности. По прогнозам МВФ, в этом году темпы роста российской экономики будут выше, чем экономик Германии, Франции, Италии и Великобритании.

Ничего личного, только бизнес

Но если бы дело ограничивалось только экономической кабалой.

Американцы активно давят на своих европейских союзников по НАТО, требуя от них усилить военную поддержку Украины и передать Киеву все старое оружие. Для США тут открывается поистине золотое дно. Разоружая своих партнеров по военному блоку, Америка вынуждает их тратить огромные деньги на приобретение из‑за океана более современного вооружения по так называемым стандартам НАТО. Недаром на каждом саммите альянса европейские лидеры получают четкий публичный сигнал от Вашингтона о том, что необходимо увеличить расходы на оборону (читай расходы на приобретение новых танков, ракетных комплексов, истребителей из США). Но покупка, например, новых истребителей — это не только расходы на сами самолеты. Это обучение специалистов, сервисное обслуживание, поставки запчастей и так далее. То есть это снова большие деньги, которые текут за океан из европейских военных бюджетов.

Украина же, словно бездонная бочка, требует все больше средств, оружия и военной техники.  
С начала СВО Евросоюз предоставил Украине помощь в размере около 90 миллиардов евро. 
И стоило только Германии и Франции заикнуться, что их арсеналы истощены, тут как тут появляется добрый дядя Сэм с готовностью подставить плечо. Задача: как увеличить производство боеприпасов, если европейский военпром не справляется? Правильно, перенести производство в США, ведь цены на газ и электричество там гораздо ниже. И тут европейцы начинают понимать, что они‑то, оказывается, в дураках, а американские корпорации жируют, выкачивая из наивных союзничков все соки и размещая у себя крупные заказы. Как говорится, ничего личного, только бизнес. Вот только все расходы от такого бизнеса тяжелой ношей ложатся на европейских налогоплательщиков.

Газета Financial Times прогнозирует, что через три года долг Евросоюза достигнет шокирующих 900 миллиардов евро. Задолженность будет расти из‑за активного привлечения блоком средств для финансирования программ восстановления после пандемии коронавируса и поддержки Украины. Сейчас госдолг стран ЕС составляет 450 миллиардов евро, что в 9 раз больше, чем в 2020 году. 
Ситуация усугубляется сокращением производства и уходом части крупнейших промышленных фирм за океан, что ведет к снижению налоговых поступлений и росту безработицы.
Стоит ли удивляться после этого все большей популярности среди европейских избирателей правых консервативных, даже националистических партий. Таких как немецкая «Альтернатива для Германии», французский «Национальный фронт» или итальянская «Братья Италии». Люди устали от своих политиков, которые ради сохранения власти и личной наживы готовы терпеть любое унижение от своих заокеанских боссов. Как тут не вспомнить, например, скандалы десятилетней давности, связанные с подслушиванием американскими спецслужбами телефонных разговоров многих европейских политиков. И никаких протестов со стороны ЕС, никаких возмущений и ссылок на нарушение прав человека…

Отгородиться заборами не получится

США делают только то, что соответствует их эгоистическим интересам, даже если это идет вразрез с интересами их союзников. В 2021 году горькую пилюлю молча проглотила Франция, которая была унижена американцами в ситуации с отменой в пользу США заказа на подводные лодки для Австралии. Если же вдруг подчиненные где‑то проявляют строптивость, наказание следует неминуемо.  
В Европе до сих пор вспоминают историю 2014 года, когда США оштрафовали крупный французский банк BNP Paribas за нарушение санкционного режима на 9 миллиардов долларов. Кроме этого, банк ограничили в осуществлении транзакций в долларах. Такое вот союзническое «равноправие».
Политиков уровня Шарля де Голля, Маргарет Тэтчер, Герхарда Шредера, Жака Ширака или Франсуа Миттерана в Европе уже практически не осталось. Те же, кто у власти, готовы подчиняться любому приказу из‑за океана. Не так давно по этому поводу весьма ярко и образно высказался Президент России Владимир Путин:

— Иногда мне кажется, что чего им ни скажут из‑за океана, они все делают… Если им завтра скажут: «Мы решили всех вас повесить», то они, потупив взгляд и удивляясь своей дерзости, зададут только один вопрос: «Можно ли это сделать на веревках национального производства?» Но и здесь у них облом, извините, и здесь, мне кажется, они потерпят фиаско. Потому что американцы вряд ли откажутся от такого крупного заказа для своей текстильной промышленности.
Евросоюз, если он, конечно, хочет сохраниться и развиваться, должен отстраниться от политики атлантизма, в основе которой право силы, ультиматумы, санкции, и обратиться к собственным интересам, к политике добрососедства, взаимного уважения и равноправного сотрудничества. В современном мире отгородиться заборами не получится, а кто рискнет это сделать, сам же останется в проигрыше.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter