Лицензия на защиту

В США случился новый инцидент со стрельбой, ужасающий возрастом его участников...

В США случился новый инцидент со стрельбой, ужасающий возрастом его участников. В штате Нью–Джерси четырехлетний мальчик застрелил своего шестилетнего друга. Дети играли во дворе, и в какой–то момент младший вынес из родительского гаража ружье... Тем временем в Беларуси завершилась очередная операция «Арсенал» — мероприятие по выявлению незаконно хранящегося оружия. Изъято около 6 тысяч боеприпасов и 220 единиц незарегистрированных «стволов», в том числе пистолеты ТТ и вальтер, винтовка Мосина. Отголоски заокеанской стрельбы и результаты нашего «Арсенала» опять заставили непримиримых авторов рубрики «Спор–кадр» обратиться к давней теме самозащиты. На этот раз один из оппонентов предлагает, как ему кажется, компромисс: раз уж огнестрельного оружия для самообороны нам не видать, то почему бы не разрешить гражданам приобретать травматические пистолеты, как это сделано у наших союзников — России и Казахстана? У противника идеи нашлись свои контраргументы, он считает такое предложение весьма опасным.


Предлагаем читателям присоединиться к непростому разговору.


Кольт полезен без культа


Выстрелы в городах США хоть и звучат далеко за океаном, оглушают и нас. Скорбим по жертвам, соболезнуем их родным и близким, но, как и многие американцы, которые с недавних пор протестуют против культа кольта, ошибочно уповаем на запретительные меры. Что ж, возможно, в Штатах противники оружейных свобод победят. И тогда от Аляски до Калифорнии развернется беспрецедентная по масштабам операция наподобие нашего «Арсенала». Хотя в стране с давними традициями собирательства коллекций револьверов, винтовок и боеприпасов такая победа не станет безоговорочной. Наверное, легче обезоружить талибов, чем потомков ковбоев, а еще — выходцев из стран, где правят картели. Кто–то, конечно, всплакнув, положит верный магнум на стол шерифа. У кого–то домашнее оружие конфискуют с боем. Однако на многие годы растянется тяжба государства, властей штатов с обиженными «лишенцами». Ведь, как известно, американцы любят судиться, умеют судиться. Посему адвокаты сторонников кольта, который «уравнял всех», сколотят целые состояния.


Что дальше? Законопослушные жители мегаполисов останутся беспомощными перед пиратской сборки «калашами» в руках бандитов. Таблички «Вы грабите — мы стреляем» на оградах частных домов станут блефом, холостым выстрелом из аркебузы в сторону минометной роты. Не нужно быть древним индейцем майя, чтобы дать прогноз: уголовный элемент «стволы» себе всегда раздобудет, а убийцы из числа «мальчиков со странностями» отыщут другое оружие. Даже если воображения не хватит, то голливудские сценарии подскажут, что для бойни сойдет все, что может попасться под руку. И маньяки возьмутся, допустим, за бензопилы, как в известном ужастике про лютую резню. Когда нелюдя гложет злоба, жажда мести, он не шибко расстроится, увидев закрытый оружейный магазин. Увы, к чему приводят закомплексованных юношей мечты прослыть этакими злыми гениями, знаем даже мы в нашей вполне спокойной стране...


И тут напрашивается вопрос: только ли в доступности «огнестрелов» причина американских трагедий? Давай, Роман, спроецируем минусы и плюсы противоречивого зарубежного опыта на наши реалии. Лично я, как и прежде, ратую за право граждан на самооборону... с оружием. Считаю, что при хорошо продуманной организации торговли, должном контроле за хранением и ношением пистолетов обывателей могут обезопасить не только милицейские наряды. Но коль уж в Беларуси по разным причинам разрешение «коротких стволов» невозможно (драмы в Америке и Европе отодвинули такую перспективу далеко за горизонт), необходимо рассмотреть компромиссный вариант — легализацию травматического оружия. Вот в России, с которой мы входим в Единое экономическое пространство, Таможенный союз, унифицируем законодательные базы, «травматика» разрешена. Естественно, необходимы справки, сдача экзамена, но россиянин может законно приобрести лицензию на какой–нибудь «макарыч». У нас же владельцу травматического «ствола» выпишут штраф, если даже он помог милиции скрутить преступника. И это при том, что белорусы, не в обиду восточным соседям, более законопослушны, спокойны, выдержанны. Парадокс!


К слову, в России идет широкая дискуссия о легализации боевых револьверов и пистолетов для населения, а в Беларуси такие дебаты почему–то возникают лишь в интернете да на кухнях. Объективности ради отмечу: большинство россиян категорически против домашних арсеналов. Основной довод, как и в наших краях: мол, все перепьются и начнут палить без разбору. Хватает, правда, в России и сторонников декриминализации «короткостволов», которые, кроме всего прочего, ссылаются на опыт Молдовы. Оказывается, в стране виноделия и широких застолий после легализации пистолетов в 1995 году количество убийств существенно снизилось. Так или иначе, пока от Балтики до Тихого океана ведется полемика, временный консенсус в виде травматического оружия все же найден.


Мы же пока даже разрешенные газовые и перцовые баллончики, пневматику и электрошокеры будто бы стыдливо прячем. Алкоголь у нас рекламируют активнее, чем гражданское оружие — по сути, средство отпугивания буйных алкоголиков! Не сложилась еще культура приобретения, ношения цивилизованных средств самозащиты. То ли сами их боимся, то ли стесняемся? Или, может, с монтировками, бейсбольными битами, самопальными ножами привычнее, спокойнее? Считаю, такие «спецсредства» лишь провоцируют отморозков на агрессию, а вдобавок нередко превращают обывателя в преступника. Очевидно же: самбо, каратэ доступны не всем. И деревенская бабушка, городские пенсионеры, почтальоны, таксисты, врачи «скорой», девушки, смело шагающие в темноту парка, имеют полное право на самозащиту. Как минимум — с т.н. гражданским оружием, приобретенным без лишней бюрократии по доступной цене.


«Мой дом — моя крепость»... «Вы грабите — мы стреляем»... Когда за этими фразами не бравада, а уверенность в своей правоте, силе закона, зачастую даже не нужно нажимать на спусковой крючок. Почуяв опасность, трусливая стая бежит. И потом ее ловят профессионалы.


Абсолютно лишняя железяка


Вижу, ты постарался привести веские доводы и солидные аргументы. Может быть, даже убедил часть читателей в необходимости разрешить у нас всякие «макарычи», «осы» и прочие «стражники» с «ратниками». Но законодателей, я надеюсь, твоя горячая речь не впечатлит. Они четко сказали (в статье 8 Закона «Об оружии») — на территории Беларуси «оборот огнестрельного оружия травматического действия и травматических патронов» запрещен. Я горячо поддерживаю эту однозначность, категоричность и неумолимость. Более того, я считаю травматическое оружие даже более опасным, чем обычное огнестрельное. К счастью, у нас нет нужды самостоятельно наступать на эти грабли: была возможность вдоволь полюбоваться на последствия продажи «травматов» населению в России и Казахстане. Сейчас в этих странах судят–рядят, как бы запихнуть обратно в бутылку нечаянно выпущенного оружейного джинна. Парламент Казахстана, например, планирует не только запретить продажу травматики, но и выкупить у людей уже приобретенные ими пистолеты и револьверы. На эти цели даже выделены из бюджета 2 миллиарда тенге. У нас в казне есть лишние миллиарды, Андрей?


Почему они спохватились? Слишком уж много преступлений происходит с помощью оружия, которое наивные идеалисты когда–то считали средством самообороны. Верно заметил некий анонимный интернет–пользователь: «Я не слышал ни одной истории о том, как дедушка отбился от хулиганов с помощью травматического пистолета. Зато уйма случаев, когда хулиганы с «травматами» отбили у дедушки пенсию и почки». Ты бы почитал заголовки новостей, Андрей. Какое сообщение о массовой драке или перестрелке в кафе ни возьми, всюду фигурирует это так называемое нелетальное оружие. Я уж не говорю о разборках на дорогах. Место бейсбольных бит и монтировок в салонах российских автомобилей прочно заняли пистолеты «хорхе», снаряженные резиновыми пулями, но со стальными сердечниками. В ситуациях, где дело ограничивалось взаимными угрозами, теперь звучат выстрелы. Неловкий маневр или царапина на крыле любимой машины нередко заканчивается стрельбой. Люди без раздумий хватаются за официально разрешенные, зарегистрированные «стволы» в тех ситуациях, где раньше обходились безвредной руганью.


Это происходит оттого, что ни стрелок, ни его жертва не воспринимают травматику как серьезное оружие. Поэтому один садит пулю за пулей в упор, другой решительно, как мотылек на огонь, прет на эти выстрелы. Отдельной статистики смертельных случаев в России не ведется, известно лишь, что с 2009–го ежегодно гибнет от 30 до 50 человек от якобы нелетального оружия самообороны. Один из лучших российских нейрохирургов, профессор, доктор медицинских наук Валерий Парфенов приводит новые цифры: «Из всех пациентов, пострадавших от подобного оружия и поступивших к нам в НИИ им. Джанелидзе, каждый пятый умирает от травм, несовместимых с жизнью. Ведь в четырех случаях из пяти любой конфликт заканчивается выстрелом в голову. Это запрещено законом, но когда человек находится в экстремальных условиях, он стреляет в наиболее уязвимый орган».


Вот тебе и нелетальное...


Сейчас в России, где за последние пять лет совершено более 1.500 правонарушений с использованием травматического оружия, называют его «оружием тотальной безответственности». Из него палят почем зря хотя бы потому, что такая стрельба обычно расценивается как хулиганство (в отличие от «огнестрела», когда речь идет уже о покушении на убийство). Не буду приводить примеры с футбольным фанатом Свиридовым, московским фотографом Терновским, журналисткой Архипцевой... Ты и сам их наверняка знаешь. Но если эти печальные инциденты заставили российских депутатов всерьез задуматься о запрете травматиков, то почему ты ратуешь за их легализацию?


Никакое оружие не защитит тебя от пьяных хулиганов лучше, чем умение быстро бегать. Отпившим головушку обычно море по колено — их и пулемет не испугает. Тогда от кого собираешься защищаться? Против бродячих псов прекрасно действует перцовый баллончик — иди покупай, разрешения не требуется. Пострелять по бутылкам? Безопасная пневматика к твоим услугам. Хочешь просто, в порядке давнего мальчишеского влечения, ощутить в руках настоящую «пушку»? Вперед на «Линию Сталина» — в этом комплексе еще недавно любой желающий мог пострелять из всамделишной винтовки Мосина.


Еще ты говоришь про серьезный учет и суровый контроль. У наших восточных соседей тоже поначалу шла речь об этом. Кончилось тем, что лицензию на оружие можно без лишних формальностей просто купить за 5 — 20 тысяч рублей, «будь ты хоть трижды психом Российской Федерации» (цитирую известный новостной портал).


Я бы еще понял, если бы наше государство было не в состоянии обеспечить безопасность своих граждан и расписалось в своем бессилии. Мол, человече, вот тебе орудие, защити себя сам. Но что в реальности? Вот ты идешь домой по освещенной улице. Впереди шагает наряд патрульно–постовой службы. Сзади тебя страхует караул из состава внутренних войск. Дорогу контролирует экипаж ГАИ, твою квартиру защищает департамент «Охрана». На улицах спокойствие и порядок. И твой карман не оттягивает абсолютно не нужная тебе железяка.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter