Лиссабон поднял руки

Еще одна страна Евросоюза попросила союзников о финансовой помощи...

Еще одна страна Евросоюза попросила союзников о финансовой помощи. Растущие долги вынудили Португалию последовать заразительному примеру Греции и Ирландии. Сообщается, что на латание бюджетных дыр Лиссабону может потребоваться порядка 80 миллиардов евро. Большую часть этих денег возьмут из стабфонда ЕС, оставшееся доложит МВФ. Разумеется, у этого аттракциона неслыханной щедрости есть своя конкретная цена. Португальцам придется затянуть пояса не на одну, а скорее сразу на пару–тройку дырочек. Для зоны евро новость тоже не из приятных: а что если долговой кризис на этом не закончится, а перебросится на соседнюю Испанию, а затем на Италию? На такие большие страны кассы европейской взаимопомощи попросту не хватит, валютный союз в таком случае окажется под угрозой.


«Я целый год пытался этого избежать, — со скорбным лицом произнес и.о. премьер–министра Португалии Жозе Сократеш в телеобращении к нации. — Я перепробовал все, что только можно было. Но теперь пришло время для принятия решения. Если этого сейчас не сделать, то Португалия окажется в большой опасности. Мой долг поставить национальные интересы превыше всего. Поэтому я сообщаю народу Португалии о том, что правительство страны решило направить в Европейскую комиссию запрос о выделении финансовой помощи».


Две недели назад он вынужден был подать в отставку, после того как оппозиция в парламенте заблокировала его план реформ, предполагающих жесткую экономию без влезания в долги. Буквально через несколько часов после известия о сложении полномочий он как временно исполняющий обязанности приехал на саммит Европейского союза. В телекамеры Сократеш широко улыбался, коллеги подбадривающе хлопали его по плечу. Но уже тогда стало ясно, что Лиссабону придется попросить помощи. Спекулянты и рейтинговые агентства начали кампанию против Португалии. Капитуляция была лишь вопросом времени.


Европейские государства как черт ладана боятся прибегать к заимствованиям из стабфонда. Опыт Греции и Ирландии наглядно продемонстрировал, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Да, Евросоюз спасает своих членов от дефолта, но к просителям предъявляются очень жесткие требования, вплоть до урезания зарплат, пенсий и пособий. Можно предположить, что водометы и слезоточивый газ в ЕС будут использоваться все чаще, как это было недавно в Брюсселе.


Фактически бюджеты стран–должников сегодня пишутся в штаб–квартире Евросоюза. А если быть совсем точным — в Берлине, поскольку именно Германия является основным донором ЕС. Строгость Ангелы Меркель объясняется просто: она хочет быть уверенной, что должник вернет полученные средства. Но самое главное, если срочно не навести финансовую дисциплину в еврозоне, то под угрозой может оказаться будущее единой европейской валюты.


Пока ситуация на валютном рынке устойчивая. Евро даже укрепляется. Это связано с тем, что европейский Центробанк объявил о повышении базовых учетных ставок. Впервые с 2008 года. Тогда рекордно низкие ставки были ответом финансовых властей на кризис, дешевые деньги должны были завести буксующую экономику. Сегодня же необходимо обуздать инфляцию.


Раньше считалось, что глава Европейского центрального банка Жан–Клод Трише и его команда будут тянуть с повышением ставок до последнего, чтобы дать слабым банкам и злостным нарушителям финансовой дисциплины в еврозоне время для рефинансирования своих долгов на теплично–выгодных условиях. Однако банкиры поступили иначе. И аналитики считают этот шаг хорошей новостью для евро, потому что из франкфуртского небоскреба подан недвусмысленный сигнал: руководство ЕЦБ по–прежнему считает обеспечение стабильности единой европейской валюты своей главной целью. Перед ним отступают на задний план любые другие задачи, в том числе и помощь погрязшим в долгах Греции, Ирландии, Португалии.


Пока речь идет о периферии Евросоюза, бояться действительно нечего. Однако если в долговой яме окажутся крупнейшие экономики еврозоны вроде Испании и Италии, то на них никакого стабфонда не наберешься. Предпосылки для пессимистического сценария есть. Экономический рост в Испании низкий, а безработица, наоборот, рекордная — 20 процентов. В Италии же госдолг по отношению к ВВП даже выше, чем в Португалии. Так что заявлять о безоблачной судьбе евро еще рано.


Но в то же время положение не выглядит катастрофичным. Назовите мне государство, которое не берет кредитов и не живет в долг?..

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter