Лиру — Лир

У спектакля российского режиссера Константина Богомолова «Лир» Государственного драматического театра...

У спектакля российского режиссера Константина Богомолова «Лир» Государственного драматического театра «Приют комедианта» из Санкт–Петербурга, завершившего III Международный форум театрального искусства «ТЕАРТ», как у любого крутого европейского арт–хауса, оказывается, есть «полная режиссерская версия». О чем Богомолов говорит не без гордости. Но осмеливается показывать ее далеко не всем и не всегда. Только проверенной публике во избежание эксцессов. Там, мол, такое, что волосы встают дыбом. Например, актриса Роза Хайруллина, играющая короля Лира, насильничает на авансцене резиновую куклу. Так как этого сакраментального акта на показе в Минске не было, стало быть, нам показали light–версию, опасаясь, что мы закашляемся от концентрации провокаций и смыслов. Не закашлялись, но и без того впечатлений хватило. Фестивальная точка получилась эффектной.


Писали, что в Москве и Петербурге «Лир» расколол публику: одни посчитали постановку цельной и шедевральной, вторые — форменным издевательством над классикой, Шекспиром и детским поэтом Маршаком, упоминающимся в контексте. Не будем нагнетать обстановку. Спектакль себе и спектакль, не без выдумки. Богомолов, как маленький ребенок, азартно тащит в него все, что под руку попадется. Филологическое образование оказывает медвежью услугу его режиссерской фантазии. В «Лире» много лишних слов, стихов, литературных аллюзий. Получается яркое, почти эстрадное попурри, где вместо эмоционального проживания — декламация, жест, крокодиловы слезы. Жизнь из этого пространства выкачана. Жена режиссера, известная актриса Дарья Мороз, с белилами на лице — олицетворение всего этого бесстрастного, несмотря на крики и шумы, спектакля. Он равен самому себе, и весь его смысл можно вложить в перефразированный выкрик «Лиру — Лир!», что бы он ни значил. Богомолов увлеченно разрушает советские мифы, но от этого занятия всего один шаг и до саморазрушения.


Симпатией к режиссеру и этой постановке прогрессивный театральный люд российской столицы бравирует как неким знаком отличия. Но нас — не прошибешь. Мы непробиваемы, как задумчивый затылок сидевшего передо мной на кресле с пометкой vip актера и педагога Владимира Мищанчука. Посмотрел Владимир Андреевич, послушал Шекспира, разбавленного матерком, потом взял пальто в гардеробе, вышел на улицу и растворился под дождем. Как и не было. И не думаю, чтобы после ворочался всю ночь с боку на бок и думал, кто допустил такую бестактность по отношению к Шекспиру. Наверняка, наоборот, пришел наутро бодрым и подтянутым к студентам и начал снова втолковывать с прежней горячностью о системе сами–знаете–кого.


В этом отношении наивно думать, что фестиваль что–то поменяет в системе взглядов театрального сообщества. Не тут–то было. Кто бы хотел добавить театру радикализма, тот доступа к серьезным площадкам не имеет. А когда будет иметь — уже перегорит. Хорошо бы, чтобы не перестал узнавать себя в зеркале. Форум — это всего лишь проба общего театрального грунта, анализ почвы. А она, как всегда, не без сюрпризов. Нефть в ней определенно местами есть. Понятно только одно — дальше можно ожидать, чего угодно, кроме возврата к прежней эстетике. Нарастают коллажность, фрагментарность, ирония, дробление смыслов и сбивчивость интонаций. Не говорим за всех: коммерческий театр, как и прежде, будет пичкать милыми калорийными комедиями, на которые всегда, и в дождь, и в снег, будет спрос. Но серьезные труппы продолжат заимствовать элементы цирка и эстрады, документального кино и видеоарта. Можно, конечно, заиграться и в погоне за зрелищностью, за эффектным разрушением мифов забыть, о чем, собственно, речь. Если у каждого фестивального спектакля появится «полная режиссерская версия» для своих и купированная — для всех остальных, то это уже почти как «Комеди клаб», где за ваши же деньги вас еще от души и обматерят. Но это какое–то сомнительное удовольствие.


Добрый зритель в 9-м ряду.

 

Советская Белоруссия №204 (24341). Вторник, 29 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter