А.Н.: Знаете ли вы, дорогие друзья, какая лента «Беларусьфильма» стала самой кассовой за всю историю нашего кино?
А.Н.: «Кассовый» — это конкретный термин, то есть собрано больше всего денег за первый год проката?
А.Н.: Ну да, только данные приводятся не за год, а за 15 месяцев. Так вот, почти 42 миллиона человек в СССР посмотрели в 1988 году картину «Меня зовут Арлекино» режиссера Валерия Рыбарева, снятую им по мотивам повести известнейшего тогда журналиста Юрия Щекочихина.
А.Н.: Этот фильм вместе с «Маленькой Верой» начинает историю советской чернухи — фильмов, где показана реальная жизнь простых людей во многих и многих городах СССР.
А.Н.: И, с одной стороны, действительно показана реальная жизнь. Например, в «Меня зовут Арлекино» впервые затронута тема подростковых банд, которые были, — я помню, как даже в родном Минске, тишайшем городе, пацанам со «Щедринки» нельзя было ходить на «Доски», так называлась тогда танцплощадка в парке Челюскинцев. А район, например, 35–й школы мог запросто навешать случайно забредшему туда одинокому ученику школы 195–й.
А.Н.: И почему же рассказ об этой правде у вас термином «чернуха» обозначается?
А.Н.: Ну, во–первых, даже казанские, солнцевские и люберецкие подростковые банды тогда — до перестройки — милицией и властями, в общем, контролировались. Это важно — беспредела не было! А во–вторых, я у вас спрошу: искусство, оно должно отражать реальность — и все?
А.Н.: А что еще?
А.Н.: А так не получается! Искусство — оно по–любому выводы делает, понимаете? Просто «показать» искусству никогда недостаточно. И если ты, не понимая того или обманывая себя, «просто показываешь» — получается «Бригада». Все — правда, все так и было, а в итоге — гимн организованной преступности, не согласны?
А.Н.: Скажу так: это стоит обдумать. А пока давайте посмотрим кино, которое, говоря вашими словами, по–любому является вехой советского кинематографа. Согласны?
А.Н.: Да! «Меня зовут Арлекино», Валерий Рыбарев, суббота.
А.Н.: Английский сериал, который возглавляет список лучших историй о Робин Гуде, продолжается по субботам — «Робин из Шервуда».
А.Н.: Англичане поступили, как им свойственно: они не стали рассказывать историю про разбойника и шерифа, про несправедливость и в то же время непоколебимость феодального устройства страны, про сложный баланс власти короля и его данников.
А.Н.: Вместо этого история Робин Гуда стала выглядеть так: он избран духом Шервудского леса и сражается не только со знатью, но и с колдунами, чернокнижниками и крестоносцами. «Истинная отвага и подлые предательства, черная магия и древние пророчества, смерть и всепобеждающая любовь — всему есть место в этой саге».
А.Н.: Нет только правды... на Земле... Но нет ее и выше. Для детей эпохи «Героев меча и магии» историю вроде бы и рассказали, но с точки зрения хоть какого–нибудь знания этот сериал бесполезен.
А.Н.: Поэтому он и признан лучшим, как вам кажется?
А.Н.: Именно. Но смотреть его любопытно: красиво, завлекательно, не оторваться — как «жувачка». Или «семки».
А.Н.: А вот Вильяма нашего — Шекспира смотреть можно и нужно. Спектакль театра «Свободная сцена», поставленный Валерием Анисенко и снятый Белтелерадиокомпанией в 1995 году, наш канал предлагает к просмотру в воскресенье.
А.Н.: Это «Ричард», и я хочу у вас спросить, о котором из них идет речь в спектакле? О Ричарде ли II Плантагенете, низложенном своим двоюродным братом, основателем династии Ланкастеров? Который затем был удушен в тюрьме, после чего Англия надолго погрузилась в выяснения, какая же роза лучше — Алая или Белая.
А.Н.: Или о Ричарде III, хотите вы спросить далее, последнем из Плантагенетов на престоле, убитом в бою в результате предательства одного из вассалов? После чего 300–летнее правление Плантагенетов в Англии закончилось и началась 150–летняя эпоха Тюдоров.
А.Н.: Мы не будем раскрывать вам эту загадку. Кто первым посмотрит спектакль, разберется и напишет нам аргументированный ответ, получит приз — неизданную пока книгу «Александр Домарацкий и его сокровенные знания об Андрее Муковозчике».
Советская Белоруссия №204 (24585). Пятница, 24 октября 2014.