А.Н.: Фильм "Кутузов", снятый в Алма-Ате в 1943 году Владимиром Петровым и ожидаемый нами в понедельник, - яркий пример того, как должна работать хорошая пропаганда.
А.Н.: Ну, пропаганде наших-то режиссеров учить не надо!
А.Н.: А вот не соглашусь: это Голливуд пропаганде учить не надо - хорошенько научили в 50-х и до сих пор машина работает. А вот мы свою машину сломали. Думается, оппоненты немало над этим посмеялись.
А.Н.: В фильме снялась, можно сказать, вся старая гвардия: и Алексей Дикий, и Николай Охлопков, и Николай Рыжов. А вместе с ними в "Кутузове" можно увидеть Бориса Чиркова, Николая Бриллинга и даже Михаила Пуговкина в роли солдата Феди.
А.Н.: Алексей Дикий в 1946 году получил Сталинскую премию за роль в "Кутузове". Кстати говоря, дикому по темпераменту и острому на язык актеру принадлежит замечательная фраза: "В нашем деле можно знать не умея, но нельзя уметь не зная". И я думаю, что это можно отнести не только к творчеству Алексея Денисовича, пятикратного лауреата Сталинской премии.
А.Н.: 25 сентября родился Сергей Федорович Бондарчук - знаковая фигура русского советского кинематографа послевоенных лет. "Молодая гвардия", "Тарас Шевченко", "Судьба человека" - даже начало его кинокарьеры выглядит мощно.
А.Н.: Это вы говорите о его актерских работах. Причем за роль Тараса Шевченко И.В.Сталин распорядился присвоить Бондарчуку звание народного артиста, минуя заслуженного.
А.Н.: Затем Сергей Федорович перешел к грандиозным полотнам: "Война и мир", "Ватерлоо" - с множеством батальных сцен и многотысячной массовкой. Причем за "Войну и мир" получил первого советского "Оскара", было это в 1968 году.
А.Н.: Ну, самый первый приз Американской киноакадемии получил наш документальный фильм! Было это в 1942 году, а фильм назывался "Разгром немецких войск под Москвой". Но что касается художественных картин - тут вы правы, Бондарчук был первым.
А.Н.: А вот в четверг мы предлагаем вам посмотреть экранизацию другого режиссера - Сергея Юткевича. Кино называется "Отелло", снято им в 1955 году на "Мосфильме". А почему мы начали с Бондарчука, потому что пару Отелло - Дездемона как раз и играют Бондарчук и его жена Ирина Скобцева.
А.Н.: Кстати говоря, фильм Юткевича в Каннах тоже получил приз "За лучшую режиссуру". Так что не пропустите.
А.Н.: Продолжается ретроспектива фильмов Андрея Арсеньевича Тарковского: в пятницу нам предлагают посмотреть "Сталкера", снятого на "Мосфильме" в 1979 году. Как и от "Соляриса" Станислава Лема, так и от повести братьев Стругацких "Пикник на обочине" Тарковский не оставил, можно сказать, камня на камне. При этом ему удалось сначала добиться перевода фильма в двухсерийный формат, а затем и этот бюджет превысить наполовину.
А.Н.: При съемках сменились три творческие группы, три главных оператора, два художника-постановщика, а сценарий братья Стругацкие переписывали раз десять. Правда, актеры не менялись, хотя с каждым новым сценарием им приходилось, по сути, играть новых персонажей. Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын и Николай Гринько терпеливо и успешно справились со всеми теми поисками, которые вел режиссер.
А.Н.: О чем же получился фильм? Вот слова самого Тарковского: "Что касается идеи "Сталкера", то ее нельзя вербально сформулировать... Это трагедия человека, который хочет верить, хочет заставить себя и других во что-то верить. Для этого он ходит в Зону... Но у него ничего не получается. Он никому не нужен, и это место - Зона - тоже никому не нужно".
А.Н.: То есть я бы сказал, что картина, собственно, ни о чем, но режиссер делает совершенно иной вывод: "То есть фильм, - продолжает Тарковский, - о победе материализма..." Как вам логика?
А.Н.: Видите, как по-разному вы с Андреем Арсеньевичем понимаете кино?
А.Н.: И кинопроизводство, я бы добавил. Тем не менее искусствоведы выделяют три работы Тарковского: "Солярис", "Зеркало" и "Сталкер" как своеобразную трилогию. Наверное, и нашим зрителям тоже стоит с ней ознакомиться - ну, чтобы было о чем поговорить у теплого камелька длинными осенними вечерами.
Советская Белоруссия №179 (24560). Пятница, 19 сентября 2014.