«Культпросвет» от Домарацкого и Муковозчика

Лето склоняется на август, а программа «Культпросвет» все молотит и молотит...
Лето склоняется на август, а программа «Культпросвет» все молотит и молотит. Один из нас, изображая из себя бывалого механизатора, как–то спросил у другого, старшего комбайнера: «А есть ли в стране те люди, которые еще смотрят телевизор?» После этого мы задумались, сколько же нас выезжает из страны летом? И заподозрили, что не все. «Вот для остальных, — сказал старший комбайнер, — мы и трудимся на ниве культурного просвещения». То есть — продолжаем молотить!

А.Н.: Во вторник тот, кто еще не смотрел, может уже себе позволить фильм Михаила Ромма «Адмирал Ушаков», снятый на «Мосфильме» в 1953 году.

А.Н.: Картина снята фактически по заказу Военно–Морского Флота СССР и рассказывается в ней история легендарного адмирала Федора Федоровича Ушакова.

А.Н.: Фоном для истории служат русско–турецкая война, пугачевский бунт, фаворит Потемкин и поездка Екатерины II Великой в отвоеванный и присоединенный Крым.

А.Н.: А еще — начало карьеры Горацио Нельсона, знаменитого английского флотоводца. И, заметьте, все это отражено в не такой уж и длинной ленте.

А.Н.: Советский и украинский режиссер Вячеслав Сигизмундович Криштафович снял достаточно много фильмов, но их названия мало что говорят нам и нашим телезрителям.

А.Н.: Ну это не совсем так. Например, фильм «Володя большой, Володя маленький» — он известен, он на слуху.

А.Н.: Лента по рассказу Антона Павловича Чехова снята в 1985 году на киностудии имени Довженко. И рассказывается там вот какая история: Софья Львовна, осознав, что ее девичьи мечты в том провинциальном городке, где она родилась и живет, нипочем не сбудутся, выходит замуж за богатого Володю — Володю большого. И делает это назло Володе маленькому, в которого она была влюблена с детства.

А.Н.: Очень чеховская история. Ее полезно будет посмотреть в среду как жительницам Молодечно и Шарковщины, так и молодым красавицам Речицы и Старых Дорог. А Володь — большого и маленького — играют соответственно Ростислав Янковский и Олег Меньшиков.

А.Н.: Сидя в кабине комбайна, весьма любопытно раздумывать над тем, что Эдуард Ханок называет «творческими волнами». Вот какие вы помните картины Эмиля Лотяну?

А.Н.: «Табор уходит в небо», без сомнения, и «Мой ласковый и нежный зверь».

А.Н.: Два. А между тем Эмиль Владимирович снял десяток художественных и пяток документальных фильмов. И среди них «Анна Павлова» — двухсерийная киноверсия фильма, который наши телезрители могли видеть и в пятисерийном телеварианте.

А.Н.: Эту ленту Лотяну снял на «Мосфильме» в середине 80–х. Естественно, задействовал всех своих любимых: композитора Евгения Догу, актрису Светлану Тома — можно сказать, на прощание. Потому что это была середина 80–х — конец эпохи, а затем последовало возвращение режиссера на «Молдова–фильм» — и больше массовый зритель о Лотяну не слышал.

А.Н.: Но «Анна Павлова» у него получилась. И какие фигуры там показаны! Там и Фокин, там и Нижинский, там и Дягилев, там и последние годы жизни великой балерины, которая умерла в Гааге.

А.Н.: Говорят, что, глядя на куст роз, который рос перед ее домом в Лондоне, Анна Павлова говорила: «Засохнут эти розы — уйду и я...» И еще в субботу будут давать «Севильского цирюльника» — оперу Джоаккино Россини по одноименной комедии Пьера Бомарше.

А.Н.: Был я давеча в одном оперном театре — новом, большом — на премьере этой оперы, так вот там действие происходило в Венеции.

А.Н.: Цирюльник — севильский, а действие — в Венеции?

А.Н.: Представьте себе! Причем Венеция на сцене выглядела так: горбатый мостик, сзади — вода и дома, а между домами натянуты веревки с нижним бельем. Этакая смесь Одессы и Мариуполя.

А.Н.: А я знаю почему. Лежал старый задник — старый, но хороший! И костюмы еще оставались с предыдущих сезонов, потрепанные, но носить можно.

А.Н.: Это и называется «рачительное отношение к бюджетным средствам при подготовке большой премьеры». И это мы будем смотреть на «Беларусь 3»?

А.Н.: Ну, во–первых, кому–то это может и понравиться. А во–вторых, то, что мы будем смотреть в субботу, записано в 1989 году.

А.Н.: Тогда есть надежда на классическое прочтение. Поэтому включайте телевизоры, берите в руки театральные бинокли и смотрите оперу нашего Большого театра и Джоаккино Россини.
Советская Белоруссия №144 (24527). Пятница, 1 августа 2014 года
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter