Николай и Татьяна Глазковы - победители первого республиканского конкурса «Семья года»

Культ педагога в большой семье

С семьей Глазковых из Могилева мне повезло познакомиться два года назад во время первого республиканского конкурса «Семья года». Вечером, накануне торжественной церемонии, все участники отправились на шоу в дельфинарий. Тут–то Николай Викторович и Татьяна Григорьевна сразу обратили на себя внимание — интеллигентные, интересные, с отличным чувством юмора. А главное — заботливые родители для двоих сыновей и четырех дочек. В итоге Глазковы и праздновали победу на конкурсе. Ведь не будет преувеличением сказать, что вся их жизнь вертится вокруг детей: папа — директор могилевской школы № 43, мама — учитель математики в школе № 34, руководит которой ее мама Евгения Дмитриевна. И наверняка сегодня, в День учителя, вся их дружная семья соберется за праздничным столом, чтобы поздравить своих самых дорогих — родителей и педагогов.

«Как сейчас помню, она шла мне навстречу по коридору с аккуратно зачесанными светлыми волосами. Вся в чем–то светлом, такая хрупкая и нежная, что я прямо остановился, поздоровался, а она мне сделала замечание. Не могу сказать, что это меня как–то задело, нет. Но точно заставило обратить на Татьяну особое внимание. И мне захотелось общаться с ней часами...» Эти романтические строчки — первые в реальной истории семьи Глазковых. Двадцать лет назад Николай Викторович пришел работать в могилевскую школу № 34, где и встретил свою будущую жену. А когда понял, что влюбился, решил поменять место работы, чтобы оградить личную жизнь от пересудов. Татьяна не сомневается, что это было правильное решение, ведь оно дало толчок карьерному росту мужа:

— Николай поработал инспектором районного отдела образования по физической культуре и спорту, а потом возглавил школу и вот уже 15 лет директор. Он требовательный к себе и к людям, очень порядочный и справедливый. Его любят все: и дети, и взрослые. И я очень его люблю. Эта любовь с каждым годом только усиливается. Он мой главный единомышленник и главный помощник в воспитании детей. Свои планы, доклады он успевает написать на работе. А вот у меня и мамы так не получается... Может, потому, что много творческих работ с детьми? Плюс общественная работа по микрозоне школы, в профсоюзной организации и в школьном женсовете...

6.00 — в семье Глазковых звенит первый будильник. Не больше секунды — его сразу отключают папа или старшая дочка Оля. Через 15 минут подъем у мамы и бабушки, спустя полчаса — у всех остальных. И так каждый день, разве что в выходные всем удается понежиться в постели до восьми. Обязательная утренняя программа — зарядка, которая должна поднять настроение.

— Нечего залеживаться! — тормошит всех папа, обязательно прибавляя какой–нибудь народный афоризм вроде «Кто раньше встает — тому Бог дает». Самый послушный — пятилетний Ярослав. Он во всем старается быть, как папа. Ольга и Даша тоже — они следят за фигурами. Вера с Ульяной день начинают с выгула собак, поэтому иногда считают, что утренний комплекс упражнений можно пропустить. Такое мнение и у бабушки с мамой: на работу они всегда мчатся, а в процесс приготовления завтрака ухитряются вводить элементы зарядки.

Дом все покидают с хорошим настроением, шутят, что нет даже времени выяснить: кто брал мою расческу? почему моя зубная щетка уже мокрая? И тем более, кто успел надеть мои туфли? Размер ноги у всей женской половины — 37. Только у Ульяны чуть поменьше...

Все дамы и барышни семьи Глазковых работают и учатся в одной школе, но собраться вместе удается лишь во время обеда. Да и то не всегда: Ульяна мчится на шахматы или в музыкальную школу, Вера — на хор, а старшие Оля и Даша — к репетиторам и на курсы. Но если у кого–то выпадает свободная минутка, помогают маме с подготовкой к занятиям. В 16.00 отправляются домой, где у мамы лишь час на домашние хлопоты, ведь в пять вечера нужно забрать из сада Ярослава.

18.00 — время ужина, когда вся большая семья собирается за круглым столом. Исключение — вторник, в этот день папа и бабушка — дежурные по школе и возвращаются домой после девяти.

Сон в учительской семье не по расписанию. И прежде чем уснуть, каждый ребенок подзовет маму. Татьяна признается:

— Выслушиваю всех, знаю: сегодня не выслушаешь — завтра может быть поздно. А потом иду шептаться со своей мамой, ведь она более мудрая. Вдруг мы что–то делаем не так — постоянно гложут меня сомнения. Вдруг мы что–то недодаем детям? Я иду спать, а у мамы еще свет горит: проверяет тетрадки своего шестого класса, пишет планы и доклады, готовится к совещаниям. Я даже не знаю, когда же она спит.

О детях здесь готовы говорить часами. Старший сын Женя уже получил диплом переводчика с английского и китайского в МГЛУ, распределился в РНПЦ «Кардиология». Сам воспитывает двухлетнюю дочку Сашеньку... Дочка Оля только за два последних года принесла своей школе более 20 дипломов за победы в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях от районного до областного уровня. Верочка добилась успеха в научных исследованиях по математике и истории, представляла нашу страну на XXI Всероссийских юношеских чтениях имени В.И.Вернадского в Москве. Победу за победой на олимпиадах праздновали и Даша с Ульяной, а работа Ульяны «Исследование безопасного маршрута из дома в школу» стала лауреатом международной заочной школьной конференции «Проба пера» в Новосибирске и послужила основой для создания компьютерной программы «Безопасный маршрут», которая размещена на сайте Минобразования. Кстати, все девочки в этой семье мечтают стать учительницами. И пока Оля колеблется между карьерой учителя–историка и эколога, ее сестрички уже определились, что будут, как мама, — учителями математики и обслуживающего труда. А Ярослав готов подражать папе, говорит, что станет учителем физической культуры и директором школы.

— Вы же понимаете, к учительским детям особое отношение, с них особый спрос, — признает бабушка Евгения Дмитриевна.

Ее дочка Татьяна Григорьевна переживает:

— Чувствую свою вину, мало им уделяю времени. Ну что тут поделаешь? Ведь надо получать нормальную заработную плату, а для этого надо работать, работать и работать. Учить детей так, чтобы они побеждали на олимпиадах, конкурсах, и получать за это премии и надбавку. Надо и самосовершенствоваться: повышать категорию, выступать с докладами, публикациями, пропагандировать свой опыт. А это все — время, которое ты как бы воруешь у собственных детей... Вот в субботу у меня четыре часа занятий по интересам: два часа утром и два часа после обеда. А в действительности занят целый день. Сейчас мы готовим подарки ко Дню матери. Кто–то не успевает, кто–то хочет сделать сюрприз не только маме, но и бабушке. Дети просят остаться на час–полтора. Откажи им — и все: они к тебе больше не придут. А ведь на занятиях должно быть 15 человек... А потом уже приходит и вторая группа. Возвращаюсь домой и думаю: «А надо ли мне все это?» Надо! Ведь дети приходят и их много, они хотят чему–то научиться, а разве их дома кто обучит? А мои дети уже взрослые. Они за субботу и без меня сделают уроки. А вот в воскресенье я проверю, и мы всей семьей будем отдыхать, заниматься любимым делом.

...После победы в «Семье года» счастливые мама и папа признались: «Порой на нас искоса смотрят, мол, почему так много детей. Люди не понимают, какая это радость». Особенно для родителей–педагогов по призванию.

Почему решили пойти в педагоги?


Николай:

— О карьере учителя даже не мечтал, хотя в роду были педагоги. В школе уроки по математике и по физической культуре были самыми любимыми. Решить трудную задачку считал делом престижа, а от красивой игры и забитых мячей получал такой адреналин, что, казалось, смог бы вспахать отцовский огород за пару часов. Кстати, забивать голы у меня получалось лучше всего. Как–то был такой забавный случай: начальник цеха, я тогда работал на Бобруйском шинном комбинате, пообещал нам за каждый гол дать отгул. Он даже не предполагал, что я могу сразу пять забить. Но слово — не воробей...


Татьяна:

— Конечно я, как и все, в детстве играла в школу, но, повзрослев, решила стать психологом. Мама очень переживала, ежедневно обрисовывала мне перспективы профессии учителя, проводила множество примеров из жизни своих учеников, которые пошли по ее стопам. Уговаривать долго не пришлось. Ведь в нашей семье всегда царил культ учителя — более 30 родственников связаны с педагогикой! У меня никогда не возникало желания поменять место работы, изменить профессию, начать все сначала. Благодаря бабушке Вере Ивановне Булай (учителю русского языка и литературы), дедушке Григорию Антоновичу Дубицкому (учителю химии) и маме еще в детстве я поняла, что стать кем–то, хотя бы просто хорошим человеком, без Учителя очень трудно. Мама всегда мне говорила: «Александр Македонский и стал Александром Македонским, может быть, только потому, что рядом с ним был его Учитель — Аристотель». Своих Наставников я нашла в лице мамы и бабушки.


pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия №190 (24571). Суббота, 4 октября 2014

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter