Крутим педали

Письма из Лондона Натальи ЛЕЩЕНКО

Из серии «Три кита для современного мегаполиса», часть первая


Велосипед для лондонца — это не только средство передвижения и даже не только стиль жизни. Это показатель его социальной позиции: быть современным, мобильным, здоровым, беречь чистоту воздуха своего города. Понимать, что ты в ответе за себя и за мир вокруг.


В современном мире Лондон считают если не чудом света, то уж точно одним из самых прогрессивных и полных жизни городов планеты. Лондон заражает энергией успеха, благополучия и любви к жизни — и как магнит притягивает самых разных людей со всего мира. Любопытно, что основы жизни в этом современном капиталистическом мегаполисе — альтруистические. Бескорыстная помощь, забота об окружающей среде, ответственность перед собой и окружающими — эти принципы цементируют разнообразное и разноликое лондонское общество и обеспечивают успешность и все растущую привлекательность города.


Наша серия статей — о трех явлениях, которые полюбились людям и стали играть роль такого «социального цемента»: сайклинг (от cycling — когда люди используют велосипед как основной транспорт), рисайклинг (от recycling — когда мусор идет не на свалку, а во вторичную переработку) и фрисайклинг (от freecycling — когда ставшие ненужными вещи не выбрасывают и не продают, а дарят тем, кто в них нуждается). Можно сказать, что эти явления, подобно трем китам, поддерживают стабильность и единство лондонского общества. В этой статье речь пойдет о сайклинге.


За рулем автомобиля в Лондоне практически нельзя оказаться первым на перекрестке: всегда перед вами вырулят и встанут в ожидании зеленого сигнала велосипедисты. В вечернем желтом свете лондонских фонарей они кажутся яркими легкими насекомыми, торопливо перебирающими ногами на фоне увесистых черных такси и двухэтажных красных автобусов. В парках их разноцветные мигающие огоньки напоминают стайки светлячков, разлетающихся в разные стороны. Разнообразие конструкций и модификаций велосипедов на дорогах поражает воображение. Тут встретишь все: от крохотных триальных байков до ретрообразцов и знаменитых тандемов.


Велосипед скоро станет таким же характерным символом Лондона, как автобус и легендарное черное такси — блэк кэб. Это официальная цель мэра города Бориса Джонсона, который прошлым летом открыл сеть городского проката велосипедов. Пять тысяч ярко–синих «железных коней» ждут ездоков в 315 точках центрального Лондона, и пользоваться ими можно первые полчаса вообще бесплатно. Достаточно заранее зарегистрироваться на интернет–сайте. Прокатные велосипеды снижают нагрузку на задыхающиеся от пассажиров метро и автобусы и представляют собой «самый чистый, зеленый и здоровый вид общественного транспорта», по словам мэра. Они быстро пришлись по вкусу как самим лондонцам, так и многочисленным туристам.


Мэр Джонсон сам заядлый велосипедист. На работу он ездит на своем собственном байке, как и тысячи высокооплачиваемых лондонских профессионалов. Получается быстрее, чем на машине или автобусе. Комфортнее, чем в тесном и душном метро. Дешевле, чем на любом транспорте. Приятнее: можно каждый день пытаться установить личный скоростной рекорд или не торопясь наслаждаться городскими видами и свежим воздухом. Самое главное — здоровее и полезнее, причем не только для себя, но и для окружающей среды. Недостатки — возможность попасть под дождь или приехать в офис слишком разгоряченным — разрешаются наличием душевых кабин в современных офисах и защитной экипировкой.


Мужчины говорят, что пользование велосипедом дает выход их врожденной тяге к сложной механике и технологичной одежде. Кроме того, на двух колесах скорость чувствуется намного острее — и ралли на работу обеспечивает дневную дозу адреналина. Неудивительно, что среди тех, кто постоянно пользуется в Лондоне велосипедом, в четыре раза больше мужчин, чем женщин. Городские власти стараются этот баланс уравнять, а в целом ставят задачу увеличить количество пользователей велосипедом в Лондоне на 400% в 2025 году по сравнению с 2000 г. Для этого, помимо расширения сети велосипедного проката, прокладывают 12 специальных велосипедных магистралей, на карте городского транспортного интернет–портала бесплатно выстраивают всем желающим требуемые маршруты, направляют команды полисменов в компании и организации разъяснять принципы безопасности на дороге. Единственные требования полиции — включать велосипедные фары в темное время суток и не ездить по тротуарам. Даже ношение шлема и светоотражателей — только рекомендация. Иными словами, власти максимально поощряют и минимально ограничивают использование велосипеда.


Характерно, что велосипед в качестве основного вида транспорта выбирают для себя лондонцы всех национальностей, возрастов и уровней достатка — от молодых студентов до седовласых глав корпораций, от темнокожих уличных уборщиков до потомственного аристократа–мэра. И, что примечательно, племени велосипедистов чужд снобизм, характерный для водителей. Здесь нет дискриминации по стоимости велосипеда, его размеру или сложности его конструкции. Как и по тому, насколько быстро или медленно едет человек. Перебранки между велосипедистами — явление исключительно редкое. Скорее можно наблюдать, как они здороваются друг с другом, подъезжая к светофору, — и даже иногда обсуждают погоду и утренние новости.


Простое, на первый взгляд, кручение педалей наполняется глубоким смыслом. И привлекает все больше и больше сторонников. И тогда становится ясно, кто делает Лондон динамичным и живым.


(Продолжение следует.)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter