Как Запад уничтожил мировую архитектуру безопасности

Крушение надежд

Совсем недавно канул в Лету один из последних международных документов эпохи холодной войны в сфере контроля за вооружениями. Речь о Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ): 7 ноября завершился процесс выхода из него России, обвинившей Запад в отказе от соблюдения обновленной еще в 1999 году версии договора, а уже на следующий день о сроках своего выхода объявили США и НАТО — США официально завершат свое участие в ДОВСЕ 7 декабря, Канада — 7 февраля. О прекращении участия в реализации договора заявили также Великобритания, Турция и ряд других стран. И хотя договор последние годы больше был формальностью, которую Запад старательно не соблюдал, его развал символизирует окончательный демонтаж системы безопасности в Европе и отказ США и НАТО от конструктивного взаимодействия в сфере контроля за вооружениями.

Предпоследняя осень

ДОВСЕ был подписан в момент, когда Советский Союз и Организация Варшавского договора неумолимо приближались к своему распаду. В ноябре 1990 года 16 стран НАТО и шесть государств ОВД, подписав соответствующий документ, согласились соблюдать ограничения по количеству танков, боевых бронированных машин, артиллерии, боевых самолетов и ударных вертолетов на территории от Атлантического океана до Уральских гор.
Поскольку договор подписывали представители двух соперничающих военно-политических блоков, квоты были определены как для обоих альянсов, так и для отдельных стран. Как отметили в российском МИД, на тот момент договор был достаточно эффективным средством укрепления европейской безопасности.
Кроме того, что планка по количеству обычных вооружений была установлена на низком уровне, документ предписывал еще и ограничить размещение указанных видов оружия в приграничных зонах, тем самым снижая риски прямого военного столкновения.

ДОВСЕ стал реакцией на сверхнапряжение сил во время холодной войны и прежде всего «гонку вооружений» в ее количественном аспекте. Так, в середине 1980‑х СССР имел на вооружении около 80 тысяч танков, еще 12 — 15 тысяч могла выставить ОВД. В арсеналах НАТО ОБТ было меньше, но их количество также приближалось к 30 тысячам. Иными словами, обе стороны собрали громадные армии, которые одним фактом своего присутствия нагнетали обстановку до взрывоопасной — если ружье весь спектакль провисело на стене, оно обязательно выстрелит в финале.

Однако распад СССР, а затем и ОВД, последовавший чуть более чем через год после подписания ДОВСЕ, нарушил едва сформировавшуюся систему безопасности.
С одной стороны, Советский Союз был необходимым компонентом ее поддержания в равновесии, с другой — как только НАТО вышло формальным победителем из холодной войны, оно немедленно начало поглощать оставшиеся после распада Варшавского договора страны.
Выходом из ситуации виделось внесение изменений в уже принятый документ с учетом сложившейся ситуации. В 1999 году такие поправки были приняты в рамках соглашения об адаптации ДОВСЕ, однако ратифицировали его только Беларусь, Россия, Казахстан и Украина. Остальные 30 государств, уже вступившие в НАТО или находившиеся на стадии принятия в альянс, от документа отмахнулись: мол, российские войска незаконно находятся в Грузии и Молдавии и несут угрозу демократии и безопасности. До 2007 года Москва свои обязательства исполняла, однако видя, что Запад от благодушного пренебрежения эпохи 1990‑х вновь переходит к агрессивной риторике и заводит старую песню об угрозе с Востока, действие договора приостановила.

Кредо — безопасность

Действие ДОВСЕ до последнего времени держалось в основном на миротворческих усилиях Беларуси. Республика документ ратифицировала, а с 1992 года, когда он вступил в силу, уничтожила 1773 танка, 1341 ББМ и 130 самолетов, с другими странами-подписантами обменивалась информацией регулярно.
Однако, увы, Запад воспринял нашу миролюбивость как слабость и попытался устроить госпереворот. Бунт подавили, мятежные толпы разъехались или по местам заключения, или за границу, а перед руководством страны встал вопрос пересмотра отношений со странами, которые приняли участие в подготовке «цветной революции» и предоставили убежище незадачливым бунтовщикам.
Одной из таких ответных мер стала приостановка действия ДОВСЕ в отношении Польши и Чехии. Подписанный Александром Лукашенко закон является логичным и адекватным ответом на недружественные планы Варшавы и Праги.
Что касается Польши, здесь угроза очевидна — власти страны координировали события августа 2020-го, ввели против Беларуси всевозможные санкции, а затем, поняв бесперспективность гибридных действий, перешли к подготовке удара по Беларуси: форсированными темпами строят мощную армию, нацеленную на Восточное направление, а также готовят на своей территории террористов из так называемого Посполитого рушения.
Чехия оказалась в паре с нашей беспокойной западной соседкой также не случайно: как заявил 3 года назад белорусский лидер, «из Чехии управляют объединенным штабом оппозиции, где, простите меня, сидят эти овечки, не понимая, что от них хотят».

Ложь, возведенная в абсолют

Распад ДОВСЕ был лишь вопросом времени, поскольку иные документы схожего характера, регулировавшие численность всевозможных видов вооружения и их качественный состав, уже канули в Лету. Особо стоит выделить развал Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности, а также фактическую приостановку действия Договора о стратегических наступательных вооружениях.

Показательно, что оба соглашения, ставшие, как и ДОВСЕ, результатом колоссального политико-социального напряжения времен холодной войны, были разрушены из-за действий США.

Выход России и из ДРСМД, и из СНВ-3 (Договор между Россией и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений) стал лишь констатацией того, что договоры просто перестали работать. Ярким примером стало соглашение о ракетах средней и малой дальности — США начали почти в открытую работать над несколькими боеприпасами, которые никоим образом не вмещались в рамки, указанные в документе, а когда были уличены в этом, традиционно перевели стрелки, а затем не менее демонстративно вышли из договора.

Доказательство своей лжи американцы любезно предоставили сами. На одной из флотских выставок в США обнаружились кадры с испытаний наземного комплекса Typhon, который может запускать крылатые ракеты на дальность до 1,8 тысячи километров по целям на земле и в море, а также атаковать зенитными ракетами SM-6 воздушные цели на расстоянии 460 километров. И вишенка на торте: снимки рабочего экземпляра были сделаны менее чем через месяц после выхода США из ДРСМД, то есть разработка комплекса, названного в честь отца всех чудовищ, была начата задолго до развала договора, в нарушение всех его основополагающих пунктов.
Глубинной причиной нарушения Вашингтоном установленного в 1987 году запрета на разработку ракет средней и малой дальности стала подготовка к противостоянию с Китаем и Россией.
По замыслу американских генералов, четыре батареи Typhon должны быть переброшены на острова первой цепи вокруг материковой части КНР, а еще одна батарея отправится в Германию для противостояния России. О появлении установок в Тихоокеанском регионе пока информации нет, а вот на балтийском острове Борнхольм в середине сентября один комплекс уже появился. Официально — в рамках учений по «защите конвоев», однако очевидно, что НАТО ведет отработку блокирования Балтийского моря для российских кораблей.

Разрушение Западом ДРСМД запустило процесс «малой гонки вооружений». США позиционируют свое «чудовище» как промежуточный вариант, который будет дополнен комплексами SFM (баллистические ракеты средней дальности для размещения в Европе с дальностью пуска до 2 тысяч километров) и PrSM (ракеты с тактическими ядерными зарядами с дальностью поражения 500 километров). Кроме того, в наземную установку грозятся впихнуть и перспективную гиперзвуковую ракету Dark Eagle. Ответ на американские комплексы, судя по всему, готовит и Россия, разрабатывающая наземные установки для запуска крылатых ракет «Калибр».

От Невады до Новой Земли

Третий и, пожалуй, наиболее тревожный фактор растущего военного напряжения связан с договорами, направленными на ядерное сдерживание. Первым из них треснул СНВ-3.
Причиной приостановки Россией своего участия в марте нынешнего года стал отказ США идти на диалог в вопросах стратегического ядерного оружия. Немедленного кризиса в духе кубинских событий осени 1962 года это не вызвало, однако определенный скачок напряжения в и так натянутых отношениях сверхдержав определенно произошел.

В условиях, когда Вашингтон задумал нанести России военное поражение руками киевского режима, а в перспективе вообще расчленить страну в серии гражданских войн и мятежей, пускать наблюдателей на места базирования ядерных ракет и предоставлять потенциальному противнику чувствительную информацию было бы неразумно.

После того как пал СНВ-3, одним из последних крупных документов стал Договор о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний. Это соглашение было подписано в 1996 году, однако в силу так и не вступило — часть стран — обладательниц ядерной бомбы отказались ставить подписи под итоговым документом, а США его не ратифицировали. В условиях нарастающего напряжения между Москвой и Вашингтоном, а также появившейся информации о том, что США могут скрыто готовиться к проведению испытаний на одном из своих полигонов, российский лидер решил перестраховаться.
Отзыв ратификационной грамоты не означает, что РФ сама немедленно приступает к подготовке своего учебного взрыва — как подчеркивают российские власти, это может стать только ответом на аналогичные действия США.
Однако все идет к тому, что в ближайшие годы мы все-таки увидим, как над полигонами вновь встают ядерные грибы. В день, когда Россия отозвала ратификационную грамоту, американцы сымитировали ядерный взрыв небольшой мощности — вряд ли это можно назвать совпадением. Тем более что США заинтересованы хоть в чем-то проявить свою силу, особенно после неожиданного провала очередного пуска ракеты Minuteman III с базы Ванденберг. В условиях, когда провалы во внешней политике следуют один за другим, эта авария еще больше расшатывает положение гегемона, поэтому Вашингтон с легкостью может возобновить испытания в стремлении повысить значимость хотя бы в глазах союзников.

Распад архитектуры безопасности в Европе и во всем мире, безусловно, несет колоссальные риски и угрозы. В нынешней ситуации особенно важно сохранять стабильность в Беларуси, своевременно реагировать на возникающие угрозы внутри и извне. И тогда нам удастся пройти период хаоса, наладив новые связи и установив гораздо более широкие и полезные контакты, чем мы имели до кризиса.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter