Введенные в эксплуатацию новостройки - без света и горячей воды

Круговорот бумаг в природе

О новостройках
«Я председатель товарищества собственников дома 34 на улице Янковского в Минске. С тех пор как дом заселился, полтора года жили на временной схеме электропитания. За воду и свет до сих пор не платим, потому что дома нашего как бы не существует», — письмо такого содержания получила по электронной почте. В качестве отклика на статью «Суровая закалка для новоселов» («СБ» за 30 сентября). Ее суть: в часть новостроек, заказчиком которых выступало УКС Минского района, проблематично заселиться из–за отсутствия элементарных условий — газа, горячей воды и электричества.


Однако отклики на публикацию — а процитированное письмо не единственное — подсказывают: проблема шире, чем может показаться на первый взгляд. И связана не только с нерасторопностью УКС Минского района. Пришло время многое серьезно менять в сложившейся системе приемки жилья в эксплуатацию. И, думается, только распоряжения Премьер–министра от 20 сентября № 270р о введении месячного срока на заселение новостроек маловато. Структуры, от которых это сегодня зависит, обросли таким мощным защитным панцирем, что, как метко выразился Вадим Тачкин, директор ООО «Вива Капитал», процветающие бюрократизм и волокиту можно победить, только «стукнув кулаком по столу и заставив чиновников работать по принципу «одного окна». К слову, именно так, по указу Президента, в свое время в стране удалось упростить процесс регистрации сделок с недвижимостью. Теперь по этому показателю в международном рейтинге мы на лидирующих позициях в мире. Процедура занимает два дня, и никаких серьезных махинаций и злоупотреблений не случается. Более того, Госкомитет по имуществу обозначил еще более заманчивые перспективы: регистраторы обещают управляться с оформлением документов за час.


Но что не так у нас с приемкой многоквартирных домов в эксплуатацию? В качестве примера предлагаю рассмотреть один аспект — передачу земельного участка под домом от застройщика эксплуатирующей организации. Для этого местный исполком должен рассмотреть обращение товарищества, принять решение об изъятии земли у прежнего пользователя и передаче ее новому. Тогда организация по землеустройству сможет оформить отвод земельного участка и направить документы для регистрации. По распоряжению Премьер–министра исполкому на решение дано 7 календарных дней, землеустроителям — 15 и еще два дня на регистрацию прав на землю с момента подачи заявления. Итого 24 дня.


Однако это если исходить из административной логики, что все названные процедуры действительно необходимы. А теперь давайте решать вопрос исходя из банальной житейской логики. Участок земли был отведен, обмерян и выделен застройщику. Все документы оформлены. Если товарищество собственников не вынашивает планы увеличить земельный надел, зачем ему заново обращаться к землеустроителям за оформлением акта отвода участка и установления его границ? Земля не колбаса, со временем не усыхает. Все это можно сделать одним мановением руки, уверен Вадим Тачкин. Координаты участка уже есть в базе данных в электронном виде. Их реально никто не перемеряет. Достаточно просто изменить название пользователя, заглянув в уже существующие документы. На что вообще хватило бы не двух дней — двух часов! А сколько времени для более важных дел освободилось бы у госслужащих, сокращения количества которых с повестки дня никто не снимал!


Причем передача земли — самое простое и безобидное административное действие. А что делать, если энергетики, к примеру, не принимают на баланс теплопункты и трансформаторные подстанции? Особенно остра эта проблема, по словам застройщиков, в Минском районе. На их слезные письма забрать на обслуживание сети энергетики зачастую отвечают затяжной перепиской: мол, сие не представляется возможным ввиду непредоставления всего пакета необходимых документов, либо выявлен дефект. Василий Устинчик, директор ОАО «10 УНР–инвест», рассказывал, как у его компании больше года «Минскводоканал» под самыми разными предлогами не принимал насосную станцию, пока он взял и не отключил воду жильцам. И все знают подоплеку такого явления: дотационные тарифы. Застройщику приходилось оплачивать водоснабжение по тарифам для юрлиц, при том, что граждане возмещали затраты по субсидируемым ставкам. Это практически на порядок больше. Приняв насосную станцию, водоканал тут же повесит на себя эти убытки и вынужден будет просить дотации у государства. А представьте себе, как это проблематично в Минском районе, где бюджет поскромнее, чем в Минске? А если принимать имущество надо в середине года, когда бюджеты давно сверстаны и ничего сверх выпросить невозможно?


Вот почему новоселы по полтора года пользуются временными схемами электропитания и не могут заключить договоры на пользование водой, канализацией, электричеством. Сети и подстанции зависают в межведомственном пространстве. Чтобы заключить договоры на пользование коммуникациями, товариществам приходится собирать горы бумаг, большая часть которых для нормальной работы сооружений и оборудования, кстати, построенных за счет жильцов, не нужна! Разорвать этот порочный круг можно только одним способом: после того как все — газовики, энергетики, водоканал — поставили подпись под актом ввода многоквартирного дома в эксплуатацию, тем самым гарантировав, что жилье готово к заселению и обеспечено всеми коммуникациями, договоры на электро–, газо– и водоснабжение должны заключаться по заявлению обслуживающей организации и по принципу «одного окна».


aelita@sb.by


Советская Белоруссия №201 (24582). Вторник, 21 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter