![](/_img/2000/07/pic62039.jpg)
То, что произошло, — не случайность. Ранее с той же покупательницы за булку хлеба и батон взяли 3 тысячи рублей. Когда она осмелилась узнать, почему так дорого, тысячу ей вернули — забыли, мол, про сдачу. Мне очень жаль этих стариков: они боятся за свой собственный рубль постоять, говорят, а то вообще останемся без хлеба, если продавец обидится. У них пенсии мизерные, а у этого «сердобольного» рука не дрожит последнее у стариков отобрать. Дорогая редакция, вашу газету выписываю долгие годы и знаю, только с ее помощью такую наглость немножко можно урезонить.
Анна Назарова, Минская область».
Мы обратились в исполком района, на территории которого находится деревня, с просьбой разобраться в ситуации. Жалобу нашей читательницы тамошние власти не оставили без внимания и сообщили в редакцию результаты рассмотрения дела. Итак, сельчан обслуживают автолавки райпо, а также индивидуальный предприниматель. «По информации председателя сельского исполкома, претензий к торговому обслуживанию от жителей деревни N, а также от жителей близлежащих малонаселенных пунктов не поступало». Ну и, безусловно, соответствующие лица предупреждены об ответственности за нарушение правил торговли.
«Испорченный телефон». Автор письма — о том, что пожилые крестьяне боятся рот открыть в защиту своих прав. А ей в ответ: мол, все у нас хорошо, потому что никто ни на что не жалуется... Мне приходит на ум простая мысль: а может, прежде чем собирать рабочее совещание районного руководства, стоило, так сказать, инкогнито понаблюдать, как работают автолавки, к частному предпринимателю присмотреться внимательнее. Не потому, что кто–то кому–то не доверяет, например, сельсоветскому председателю. Просто, учитывая скромность наших сельчан, не приученных жаловаться, стоило бы сначала провести небольшое расследование. Да, согласна, получается пинкертоновщина какая–то. Хотя... Как посмотреть. Ведь подобные действия можно назвать и вполне современным легитимным термином — контрольная закупка. Серьезные государственные органы, стоящие на страже интересов граждан, этот метод применяют достаточно широко. Вот сделать бы такие закупки, убедиться, что все в полном порядке, конечно, проследив за чистотой самого эксперимента, — и тогда с легкой душой отписать автору письма и газете: вы, уважаемые, сгустили краски... А так... Вопросы остаются. И похоже, нашей читательнице рано складывать с себя добровольно принятые обязательства народного контролера. Анна Купреевна, если что, пишите в газету снова. Будем вместе думать, как поступать дальше.
Надо сказать, эта ситуация — не столь уж и редка. Имею в виду расхожее убеждение: пожалуешься — только хуже себе сделаешь. Недаром время от времени в письмах в редакцию авторы цитируют одни и те же фразы «обидчиков» — «у меня все схвачено, куплено», «у меня все — друзья» — имеются в виду, конечно, местное начальство, милиция и т.д. Чаще всего собственные возможности и значимость такие типы непомерно преувеличивают. Однако на окружающих это производит эффект «удава и кролика». Тем не менее списывать возникающую коллизию лишь на особенности «народного характера» будет несправедливо. Все–таки на воду дуют, до того обжегшись на молоке. И это по–настоящему тревожный симптом.
Галина УЛИТЕНОК, «СБ».
Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".