В Минске прошел гала‑концерт звезд балета из Санкт‑Петербурга

Красота в подарок

Что это был за вечер! Большой театр принимал на своей сцене артистов Мариинского и Михайловского театров. Каждый номер гала‑концерта — как эталон жанра, будь то фрагмент из бородатой классики с двойными турами, кабриолями и падебасками, или современный танец с его вечным экзистенциальным поиском. Во всех жанрах петербуржцы были хороши, техничны и драматичны одновременно. У зрителей осталась приятная иллюзия, что они побывали на лучшем балетном представлении года.


На заседании Совета глав государств СНГ Санкт-Петербург был заявлен «Культурной столицей Содружества — 2023». И нынешний гала-концерт объявлен подарком Санкт-Петербурга городу-партнеру Минску. Подарок поистине роскошный. Когда не успеваешь поехать весной в город на Неве, чтобы увидеть очередную балетную премьеру, — Питер, как в сказке, сам к тебе приходит.

Об этом накануне концерта говорила и генеральный директор Большого театра Беларуси Екатерина Дулова:

— Я бы начала с того, что петербургская хореографическая школа — это основа белорусской хореографической школы. Достаточно вспомнить, что наш народный артист Валентин Елизарьев оканчивал Ленинградскую консерваторию. Я тоже ее оканчивала. Сегодня контакты нашего театра с Санкт-Петербургом очень активно развиваются. Результаты наших переговоров пока точечные, как сегодняшний визит звезд Мариинки и Михайловского театра. Но перспективные отношения, предположим большие гастроли, мы планируем. Важной составляющей сегодняшнего гала-концерта назвала бы общение танцовщиков России и Беларуси.

Екатерина Дулова

Мы видим друг друга, жизнь движется вперед, наполняет нас мыслями и идеями, мы думаем о том, как развиваться дальше, сохраняя при этом классические традиции. А наши страны являются гарантами жизнестойкости этих традиций.

Еще одним безусловным представителем петербургской хореографической школы следует назвать нового главного балетмейстера Большого театра Беларуси — Игоря Колба, в прошлом — премьера Мариинского театра и преподавателя Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Уж как он был рад общению в этот вечер со вчерашними своими коллегами, Игорь Павлович не мог передать словами:

— Мне приятно видеть артистов Мариинки сегодня здесь, в Минске, для меня это вдох.

Игорь Колб

Вдох настолько глубокий, что Игорь Колб даже решился выйти на сцену и продемонстрировать танцевальный номер «С чистого листа» современного хореографа Александра Челидзе. И сам танец, и его название, признается танцовщик и балетмейстер Игорь Колб, для него глубоко символичны:

— В жизни любого творческого человека наступает момент, когда приходится начинать путь с чистого листа.

Вы бы слышали благоговейную тишину в зале, когда на сцене танцевал сам балетмейстер. Ну как — танцевал? Творил, скорее. Переплетал мысль и тело, энергию и эмоцию, время и пространство. И как любой честолюбивый мастер, наверняка размышлял о том, каким же станет новое лицо белорусского балета под его руководством.


Именно в этот вечер блеснула догадка, что самые интересные страницы белорусского балета еще впереди. Многолетнее сотрудничество и неизменно теплый прием, который оказывается петербургским коллективам в Минске (а грядет Большое балетное лето, не забывайте), — гарантия, что мы еще увидим здесь звезд, и не раз. Петербуржцы умеют показывать чистейший академизм, при этом свежо и свободно проживают на сцене современный танец. Здесь определенно есть чему поучиться. Заслуженный артист России Владимир Шкляров исполнил ироничный «Балет 101», и этот номер заставил публику проникнуться уважением к труду танцовщика на веки вечные. Невозможно не отметить чистого балетного эльфа, любимицу Николая Цискаридзе — Анжелину Воронцову. А также прекрасного, как Аполлон, премьера Михайловского — Марата Шемиунова. Их дуэт с Ириной Перрен в балете «Вешние воды» Мессерера любого мысленно перенесет из зрительного зала на морское побережье.

Программа гала-концерта идеально сочетала в себе классику и современность, музейные раритеты и отчаянные эксперименты. И что самое приятное, на фоне питерских первачей не потерялись и белорусские солисты. Так, заслуженная артистка Беларуси Людмила Хитрова танцевала фрагмент из «Корсара» в паре с восходящей звездой нашего театра. Его зовут Дмитрий Уксусников. И запомните это имя. 
Во время Дней Санкт-Петербурга в Минске гости из Северной столицы РФ в общении со своими белорусскими коллегами неоднократно подчеркивали: сохранение и развитие общего культурного пространства — одна из важнейших задач интеграции России и Беларуси в рамках Союзного государства.


ВАЖНЫЙ КОНТЕКСТ

С приветственным словом к гостям гала-концерта обратился губернатор Александр Беглов:

— Петербургский балет знаменит на весь мир, в наших театрах стремятся работать лучшие хореографы планеты. Сегодня и жители Минска получили возможность оценить мастерство наших звездных артистов. Беларусь — наш надежный партнер и дружественный сосед. Уверен, что продолжение культурных обменов будет способствовать дальнейшему укреплению наших отношений.

* * *

Беларусь и Россия ценят свое культурное наследие. На территории Беларуси в число памятников мирового культурного наследия ЮНЕСКО включены Мирский замок и Несвижский дворцово-парковый комплекс, среди мировых памятников природного значения — Беловежская пуща и геодезическая дуга Струве.

viki@sb.by





Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter