Для достижения амбициозных целей технологические компании США готовы щедро жертвовать работниками

Космический травматизм

Гонки — занятие опасное. Гонки без правил — смертельно опасное. За чемпионским титулом могут скрываться трагедии, драмы, шрамы и инвалидные коляски… Стоят ли судьбы людей рукоплескания? Но если за майку лидерства полагается многомиллиардный приз, то люди превращаются иной раз в разменный материал. Американские инновационные компании вызывают заслуженное уважение и восхищение прорывными успехами и мировым лидерством по некоторым направлениям. Но какова цена этих достижений?

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Октябрь 1917 года воплотил мечты миллионов трудящихся мира о построении справедливого общества на принципах народовластия, взаимной социальной ответственности и гуманизма. Эти идеи и в настоящее время остаются реальной альтернативой колониальной политике капитализма в его современном облике, а советский проект союза социалистических республик, основанный на равноправии наций, уважении их культур и традиций, и сегодня является маяком для стран, стремящихся жить в мире и созидать ради общего блага.

В поздравлении соотечественников с очередной годовщиной Октябрьской революции, 7 ноября 2022 года.


Смертельная эксплуатация

Развитый капитализм — потогонная система. Она так устроена, что способна выжать все соки совершенно из любого работника: от повара в ресторане фастфуда до биржевого брокера.
Основной постулат капитализма — конкуренция. А в ней побеждает тот, кто выиграет гонку эффективности. Сможет производить дешевле, больше, быстрее. Жизнь превращается в сплошную гонку. Даже у миллиардеров.
Недавно очередной скандал случился с эпатажным Илоном Маском. Журналисты агентства Рейтер провели свое расследование и выяснили: в компании SpaceX за девять лет произошло более 600 несчастных случаев! Порезы, рваные раны, ожоги, переломы, черепно‑мозговые повреждения… Такие происшествия, судя по всему, обычное явление на космических производственных площадках известного миллиардера. Некоторые несчастные случаи заканчивались инвалидностью и ампутацией конечностей.

Почему передовая технологическая компания оказывается столь опасной для своих сотрудников? Из‑за хаоса, переработок, игнорирования требований безопасности, суматохи и отупления от усталости и недосыпов. Маск славится своими амбициозными планами, поэтому устанавливает сжатые сроки, в которые уложиться, судя по всему, без жертв не всегда реально.
Поэтому на 12 тысяч работников SpaceX приходится в год более 100 случаев травматизма. Коэффициент частоты травмированности более чем в 20 раз выше, нежели в Беларуси! Такие вот губительные технологии.

Свобода безопасности

Более десяти человек из опрошенных Рейтер бывших сотрудников SpaceX, в том числе и один экс‑топ‑менеджер, отметили: позиция компании такова, что работники сами должны заботиться о своей безопасности и здоровье. Словом, полная демократическая свобода и право на гибель на производстве. Впрочем, Илон Маск далеко не первый и, наверное, не последний эксцентричный предприниматель с не совсем традиционной ценностной матрицей.

Допускаю, что демократические принципы плюрализма позволяют всем (даже миллиардерам) практиковать людоедскую философию. Но эта же концепция, попахивающая условиями труда на плантациях в позапрошлом веке, реализуется Маском на своих производственных площадках! А где же в этом случае местные и федеральные власти? Профсоюзы? Ведь на заводах SpaceX произошел не какой‑то единичный инцидент. Или даже серия чрезвычайных происшествий.
Сложилась деструктивная система эксплуатации персонала на грани выживаемости. И длится эта история уже почти десять лет! А ее никто не замечает. И только после журналистских публикаций проблему грозят рассмотреть парламентарии.
Хотя по логике вещей на предприятиях ракетостроительной корпорации уже должны были появиться сотрудники прокуратуры и других силовых ведомств. И принять меры. Вплоть до приостановки работ до прояснения ситуации.

Но нет: ждут предпринимателя парламентские дебаты. Процесс занимательный, однако долгий и весьма бесполезный. Особенно если на повестке дня конфликт интересов простых наемных работников со средним социальным статусом и предпринимателя с состоянием в несколько сотен миллиардов долларов, владельца информационных ресурсов, через которые он пытается стать субъектом даже не американской, а международной политики. Другой вопрос, что в сфере дипломатии успехи Маска, прямо скажем, спорные. И по большей части его заявления эпатажные и скандальные. Действенными их особенно не назовешь. Но информационный шум вызывали. Однако коммуникационных ресурсов у Маска хватит, чтобы продвинуть свою точку зрения внутри Штатов.

Не стоит забывать и про другую сторону вопроса: и SpaceX, и Tesla, и ряд других компаний, аффилированных с предпринимателем, — публичные. И их акции держат в своих портфелях как различные фонды, так крупные финансовые инвесторы и физические лица.

Другими словами, проблемы любого характера на этих предприятиях грозят серьезными колебаниями на фондовом рынке. Да и в целом неблагоприятно могут отразиться на финансовой системе США, которая и без того ходит по грани устойчивости.

Кстати, финансовый кризис в 2008 году начался с несостоятельности из‑за махинаций нескольких крупных ипотечных банков. Что лишь подтверждает: сложности одной‑двух крупных корпораций способны потрясти всю страну. Поэтому как бы плохо ни вели себя их владельцы, до грозных и жестких мер истеблишмент старается дело не доводить и все спускать на тормозах.

Деньги правят миром?

Скандал с Маском — очередной разрыв шаблона. Американская экономическая идеология однозначно живет совершенно в отрыве от реальности. Вроде бы высокотехнологичный сектор (по крайней мере, этот тезис звучит со всех информационных площадок) должен повысить качество жизни людей, сделать мир более справедливым, открыть перед цивилизацией и человечеством новые возможности…
А на деле именно высокотехнологичные компании являются самыми жесткими работодателями. И в них фактически никакие права человека, даже самые минимальные — на жизнь и здоровье, не действуют. А если и действуют, то с очень большими отклонениями от общепринятого понимания.

 Международная конфедерация профсоюзов возмущается, вносит американские корпорации (Azon, Uber, Apple и другие) в антирейтинги работодателей. Но оказывается, что против денежного лома у профсоюзов нет достойного оружия для атаки. Тот же Маск в свои корпорации не пускает профсоюзы. Закрывает перед ними двери на надежный замок. И что с этим сделаешь? Тут бы вмешаться компетентным государственным органам. Но они закрывают глаза если не на все проделки миллиардеров, то на многие. Делая вид, что взаимоотношения между нанимателем и работником политиков, собственно говоря, не касаются. Должны сами разбираться.
Дело политиков — бороться за власть. А кто тогда управляет государством? Очень интересный вопрос. Впрочем, ответ на него в первую очередь должны искать американские избиратели. Им же жить на островке свободы.
Нам же, скорее, надо этот опыт изучать, чтобы не наступить на грабли ошибок технологической революции. Как оказалось, и она не проходит без жертв. И всегда ли оправданных, даже с точки зрения экономических эффектов (как это ни цинично прозвучит). Особенно учитывая, что человеческий капитал становится источником развития. А его в технологичных корпорациях «режут» на корню. Да, в каких‑то моментах с гордостью вырываются вперед. Но не станет ли лидерство в гонке пирровой победой на финише? Когда победная черта окажется роковой, ибо доберутся до нее только миллиардеры. А остальные работники потеряются по дороге.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter