Контрастный душ

Новые формы и новое содержание национального хранилища искусства
Новые формы и новое содержание национального хранилища искусства

Вернисаж Зураба Церетели в Национальном художественном музее открылся пышно и торжественно — живым пением Тамары Гвердцители, изысканными танцами гибких грузинских девушек и велеречивостью многочисленных высоких гостей — как и подобает презентации выставки такой, прямо скажем, легендарной фигуры. Тем контрастнее было то, что предстало публике в залах музея, — здоровая ирония, яркая наглость, вызывающий антигламур президента Российской академии художеств народного художника СССР, России и Грузии etc. (притом почти в промышленных масштабах — даты создания картин подтверждают неправдоподобную работоспособность спорного мастера), опровергая все, что может ожидать от Церетели зритель, знакомый с творчеством художника в основном по отзывам в прессе и еще, может быть, по памятнику Петру I в Москве. В Беларуси такой публики большинство. Но при этом почти у каждого имеется свой личный миф о Церетели, любящем заявлять: «Я по искусству шагаю ради искусства...» Теперь подтвердить или разрушить этот миф минчане и их гости смогут в течение ближайших шести недель — столько продлится выставка.

Весна... и немножко нервно

Что ни говорите, а Зураб Церетели в таком консервативном месте — смелая акция. Именно так, поскольку в прошлом веке (то есть совсем недавно) модно было говорить о том, что музей — это кладбище искусства, и художник, попадающий сюда и становящийся классиком, это — мертвый художник. То есть проверенный временем... Собственно, минская публика в большинстве своем давно не ждет каких–либо новаций по адресу улица Ленина, 20 (известный «долгострой» нового музейного комплекса таким настроениям немало поспособствовал). А процесс–то пошел вовсю...

Впервые я мысленно поздравила с этим Национальный художественный музей, когда узнала, что после прошлогодней провальной попытки присоединиться к европейской «Ночи музеев» здесь все–таки готовят вторую попытку. Если помните, тогда музей объявил бесплатный вход и боди–арт, но, испугавшись натиска посетителей, вскоре накрепко захлопнул свои массивные двери... Вы даже не представляете, как боялись здешние хранители, привыкшие относиться к вверенным им ценностям с трепетом, грядущей ночи единения европейских музеев! Даже вопреки международной традиции установили плату за вход, «в целях самозащиты», как здесь говорили, — надеялись так ограничить количество гостей. Но минчан, не сильно избалованных нестандартными (да еще ночными!) арт–акциями, это не остановило. Тем более что сейчас им обещали показать плакаты эпатажного Владимира Цеслера и его, увы, покойного друга и компаньона Сергея Войченко. Плакаты, скудную часть которых прежде можно было увидеть разве что в Лувре, варшавских музеях или, на худой конец, в Интернете, музей экспонировал полноценно, в достойном цвете, формате и количестве и всего лишь в течение 5 часов. Любопытствующих собралось едва ли не больше, чем в прошлом году. Но в этот раз музей не дрогнул, впустил всех. Одним словом, реабилитировался наконец и теперь все решительнее избавляется от репутации консервативного заведения.

Зураба Церетели о выставке музейщики попросили сами. Вначале тот, как водится, отправил в Минск своего «агента» — оценить возможности предложенных ему залов и галерей, а потом щедро взял на себя расходы по перевозке в Минск всех полотен, эмалей и скульптур. Широкий этот жест здесь оценили по достоинству: сейчас для нашего музея как никогда актуален пресловутый «финансовый вопрос» — завершено строительство нового корпуса музея! Даже сигнализацией его уже оснастили, не говоря о суперсовременном оборудовании для поддержания «музейной» температуры. Осталось подождать еще немного, пока в залах установится оптимальный для бесценных холстов климат, — и со дня на день сотрудники начнут размещать в новом доме полотна в соответствии с созданной накануне виртуальной экспозицией. Больше всего тут ломают головы, что делать с музейной бронзой, — в свое время для водружения многотонной скульптуры на пьедестал приглашали роту солдат, теперь вроде и специальные подъемные машины существуют, но «человеческий фактор» хранителям все же ближе — как более бережный и ответственный... Состояние такой нервной радости здесь помнят лишь немногочисленные старожилы, почти полвека назад вручную переносившие полотна из картинной галереи с площади Победы в новое здание по улице Ленина, построенное по проекту знаменитого Михаила Бакланова.

Искусство — в массы!

Открытие обновленного музея намечено на сентябрь.

— Уже подсчитали — площади наши увеличатся почти в 10 раз, — говорит заместитель директора Национального художественного музея Надежда Усова. — Два огромных 300–метровых зала займут старинные белорусские иконы, большей частью которых до сих пор можно было любоваться не в живой экспозиции, а в каталоге — на репродукциях, отпечатанных с оригиналов, хранящихся в запасниках. Впервые посетители увидят и восточное искусство — китайский фарфор, японскую керамику, индийские ткани и прочую экзотику из коллекции, которую музей собирал 50 лет. А также некоторые неизвестные большинству белорусских ценителей живописи полотна знаменитых соотечественников XIX века — Хруцкого, Алешкевича, Рущица, Жуковского, Бялыницкого–Бирули и других. Наконец, впервые же будет экспонироваться не только довоенное белорусское искусство, но и современное, вплоть до 2000 года.

Но больше половины раритетов, хранящихся в фондах Национального художественного музея, по–прежнему будут доступны только специалистам. Впрочем, планируется, что через 10 лет площадей будет достаточно, чтобы выставить их на всеобщее обозрение. И тогда все 8 залов отдадут белорусскому искусству XX века. Музейные здания соединят воздушные галереи, пол в которых решено сделать стеклянным, чтобы дополнительно любоваться фонтанами и парком скульптуры во дворе. А со временем здесь появится и специфическое музейное кафе, в котором, возможно, станут проходить экспериментальные выставки...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter