Колодий против «Грифа»

Зачем в аренду отдали...кладбище
Зачем в аренду отдали...кладбище

Газета не только всесторонне информирует читателей, но иногда помогает им, читателям (гражданам!), восстановить нарушенные кем–то нормы, логичный порядок вещей. Приятно сознавать. Но еще лучше, когда этого умеют добиться сами граждане, которые видят псевдопорядок, выгодный лишь кому–то конкретно, но идущий вразрез с интересами большинства. Видят и не могут смириться, хотя противостояние стоит немалых сил. И побеждают.

Подобное случилось в Молодечно: справедливость восторжествовала. А заслуга принадлежит главным образом одному жителю города — пенсионеру Михаилу Колодию.

Фантазия бизнесменов иногда поражает. Как вам нравится, например, такое название фирмы: «Гриф»? Словари дают несколько толкований. Это может быть подструнная пластина музыкального инструмента. Или — печать, штамп (вспомним словосочетание «под грифом «секретно»). А еще — мифологическое чудовище с туловищем льва и крыльями орла...

Именно последнюю, зловещую, трактовку усмотрел в названии житель Молодечно Михаил Колодий, поскольку данная фирма специализируется на погребальных услугах. Он сообщал: «Наше городское кладбище «Лазавец» оккупировала какая–то фирма. Деньги берет огромные, наживается на людском горе. Проведите журналистское расследование».

Я ответил читателю, обещав приехать. Извинился, что не тотчас, а попозже: лишь закончу начатые дела. Но М.Колодий прислал второе, третье, четвертое письмо! А уж сколько раз звонил, трудно и сосчитать. Михаил Терентьевич был очень настойчив. Пенял местной власти за бездействие и лично мне: «Почаще встречайтесь с простыми людьми!»

Но в доме по улице Замковой меня встретили, как показалось, неприветливо. Хотя визит с хозяевами дома я заранее согласовал. Жена Галина Михайловна резко сказала: «На кладбище с вами мужа не пущу!» У ее правдолюбца, дескать, скачет давление: наглотался таблеток, лучше ему полежать. И вообще, мол, хватит воевать! Бесполезно! Пора расстаться со «старорежимными взглядами», здоровье дороже.

Перед выходом на пенсию М.Колодий долго возглавлял на предприятии группу народного контроля (это было еще в советское время). И сейчас не может видеть несправедливость. Почему, вопрошает, молодечненское УП «Коммунальник» отдало все ритуальные услуги и серьезную базу частникам? Почему десятки миллионов идут в их карманы? Почему те навязывают людям ненужные услуги? Например, рытье могилы, которое иные (родственники умершего или работники предприятия) могут организовать и сами. Но нет: плати «Грифу».

Оказалось, что Михаил Терентьевич писал не только в редакцию, но и в прокуратуру, госконтроль, райисполком... Вот что отвечали ему, например, из Молодечненского межрайонного Комитета госконтроля: «...За нарушение требований нормативных документов предприятие привлечено к экономической ответственности на сумму 5 млн. рублей. По результатам проверки к административной ответственности в размере 255 тыс. рублей привлечен директор ОДО «Гриф» и директор филиала «Гриф–М»...»

Письмо содержит прямое доказательство правоты М.Колодия: цены на ритуальные услуги назначались — в нарушение всех норм — без экономического обоснования и регистрации их в Миноблисполкоме. Проверка установила и другие нарушения: люди принимались на работу без трудовых книжек, фактический учет рабочего времени не велся, нарушались сроки выдачи зарплаты, кладбище месяцами не благоустраивалось...

Ответ М.Колодию из Молодечненского райисполкома звучал более оптимистично. Сообщалось, что управление кладбищем «Лазавец» передано в руки «Грифа» «в целях улучшения обслуживания населения в сфере оказания ритуальных услуг и наведения порядка на территории кладбища». Для этого было утверждено специальное положение. Отдельные недостатки признавались, но в целом выходило, что ситуация под контролем и будет улучшаться. «Эксклюзивные» права «Грифа» на кладбище не оспаривались.

Зато точки над «i» расставлял ответ Колодию из Министерства жилищно–коммунального хозяйства. Оказывается, до меня этот дом посещал даже замминистра.

«В соответствии с поручением Администрации Президента 20 декабря 2005 г. с выездом на место проведена проверка организации работ на городском кладбище «Лазавец»... В соответствии со ст. 29 закона о погребении и похоронном деле последнее осуществляется специализированными организациями, которые создаются местными исполнительными и распорядительными органами... Иными словами, организация, которая обеспечивает функционирование кладбища, предоставление земельного участка для погребения, погребение с оказанием гарантированных услуг, перезахоронение, уход за могилами и иную деятельность на кладбище... должна иметь государственную коммунальную форму собственности.

Поскольку ОДО «Гриф» является организацией частной формы собственности, решение Молодечненского горисполкома N 452 от 24.07.2003 г. и соответствующее Молодечненского райисполкома не соответствуют указанному закону.

Есть вопросы? Лично у меня только один. Письмо датировано еще прошлым годом, соответствующий документ был направлен министерством и в райисполком. Но когда я в январе посетил кладбище «Лазавец», на нем по–прежнему хозяйствовал «Гриф». Разве что ценники — на рытье могил, транспортное обслуживание, погребение — сопровождались грифом (уже в смысле документальном, т.е. штампом): «Утверждено». М.Колодий звонил мне уже в феврале и утверждал: все по–прежнему. Сомневался, что правда и право восторжествуют: «За этим «Грифом», наверное, стоит «орел» с широкими и мощными крыльями...»

Когда же неправое дело приведут в соответствие с законом? Недавно Президент подписал Указ N 97, касающийся оказания ритуальных услуг. Указ предусматривает, в частности, освобождение части этих услуг от обложения налогом на добавленную стоимость. Цель документа очевидна — облегчить людям тяжесть утраты. Хотя бы материальную. К сожалению, не всем эта благородная задача кажется очевидной.

Но я с того и начал, что история имеет благополучное завершение. Директор молодечненского УП «Коммунальник» Алексей Дралов заверил меня, что с 1 марта ритуальными услугами вновь займется его предприятие. Соответствующее решение райисполком принял еще в январе. Задержка вызвана тем, что не все так просто. Предстоит, например, набирать людей. Сообщал директор это с явной досадой. Он работал и тогда, когда кладбище передавали «Грифу», и воспринял это с облегчением. Поскольку ритуальные услуги, как оказалось, дело убыточное. Я спросил, а можно ли сделать его прибыльным? Ясно же, что частная фирма не могла работать себе в убыток... «Вопрос только в ценах, которые нам утвердят», — ответил директор.

...Позволю себе заметить, что в нашей жизни есть лишь несколько событий, когда люди тратят деньги, не слишком затрудняясь подсчетом расходов. Это поводы или радостные (свадьба, рождение ребенка), или трагические. Но если заработать частнику на предоставлении роскошных лимузинов, шитье дорогих нарядов или приготовлении изысканных блюд не грех, то во втором случае это просто кощунственно. Хотя так же легко. Впрочем, уже находится немало богатых людей, готовых щедро потратиться и на погребение. Иногда вызывающе, демонстративно щедро: устраивают не могилы — мемориалы. Это их право.

Но у людей небогатых тоже есть право ожидать помощи от государства в трудный, трагический час. Для того и существует власть. Для того и формирует, в частности, бюджет. Чтобы граждане были уверены: на их горе никто не наживется. Что размер помощи будет диктовать не прибыль, а соображения милосердия и сострадания. Такую помощь люди, как правило, получают. Таков установленный порядок вещей в нашей стране.

А пенсионер Михаил Колодий доказал, что такой взгляд на вещи — вовсе не старорежимный, а очень даже современный и правильный.

Смущает меня лишь одно. «Гриф–М» — лишь конкретный молодечненский филиал конкретной фирмы, зарегистрированной совсем в другом городе. А нет ли в стране иных, но подобных? С другими названиями, но с теми же устремлениями.

Фото автора.

На снимке: молодечненское кладбище «Лазавец».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter