Виктор Васильев — о проблемах детского кино и героях нашего времени

Кого впускать в кино

В Самаре прошел очередной, уже 23–й по счету, международный фестиваль «Кино — детям». В числе его гостей был известный актер, режиссер, театральный педагог и председатель Белорусского союза кинематографистов Виктор Васильев. Обозреватель «СОЮЗа» не упустила шанс задать Виктору Васильеву непростые вопросы о героях, деньгах и прокате.
Виктор Васильев: Школьники могут снять хорошую кинокартину, потому что острее чувствуют подростковую среду.
фото ВЛАДИМИРа ШЛАПАКа

— Виктор Игоревич, вы сегодня востребованы и как режиссер, и как актер взрослого кино. Как при таком плотном графике вы ежегодно приземляетесь в Самаре на фестивале «Кино — детям», почему?

— А может быть, взлетаю (хитро улыбается)? Я на фестивале уже десять лет, и такого количества школьников на показах нет больше нигде — более 48 тысяч только за неделю в 2017 году, в этом будет не меньше. В Беларуси тоже есть хороший детский кинофестиваль «Листопадик», но до такой массовости нам очень далеко. В Самарской области дошли практически до каждого клуба и школы в глубинке. Не было, как говорится, счастья, да несчастье помогло, ведь в лихие 90–е, когда этот фестиваль зарождался, практически все кинотеатры превратились в магазины. Вот кино и стали крутить в учебных заведениях. Сегодня ситуация изменилась, фестиваль охотно принимают современные киноплексы, но показы и творческие встречи с актерами и режиссерами в школах продолжаются. При этом все мероприятия бесплатные для зрителей.

Это очень важный опыт. Выступая недавно на Совете по культурному сотрудничеству стран СНГ, где я возглавляю рабочую группу по кинематографии, я внес в защиту детского кино свои «пять копеек». Апеллируя опытом самарского фестиваля, настоял на том, чтобы поддержка детских кинофестивалей была закреплена на законодательном уровне Содружества.

— Наблюдая, как вы весело общаетесь с ребятами, подумала, что, наверное, могли бы стать прекрасным Дедом Морозом.

— Да с новогодних ёлок, которые для небогатых советских артистов были важнее Голливуда, все и началось. Коллеги по цеху разбирали корпоративы, где можно деньжат заработать, а я как услышал, что надо еще в интернат для детей–инвалидов, но платят там копейки, сам и вызвался.

Фильм «Приключения Буратино» стал советской детской классикой.

Снегурочкой у меня была замечательная актриса Майя Мартыненко, вот мы с ней ёлки и проводили. Отыграем праздник, а потом ревем. Тяжело отдавать подарок тому, у кого нет рук или кто не видит или не слышит. Но праздник таким детям очень нужен, они твое лицо руками от радости обхватывают. Вот после той шоковой школы актерского мастерства я всегда стараюсь выбирать общение с детьми. Кстати, в кино для детей я тоже снимался. Не так давно в Минске завершились съемки сериала «Мухтар. Новый след», в котором я сыграл начальника следственного отдела полковника Дубровского. Добрый фильм без жесткого криминала, но с интересной сюжетной линией, где добро побеждает зло.

— Разве кино для детей всегда должно быть добрым, тогда ведь оно на многосложную жизнь подростков не будет похоже? Не поверят.

— Никаких шаблонов, но оно всегда должно быть нравственным, побуждать детей думать и принимать решения, сопоставляя свои проблемы с судьбой героев фильма. И все это без занудства и нравоучений.

— Белорусские фильмы всегда понятны российским зрителям.

— Фестиваль «Кино — детям» за 23 года своей работы показывал и итальянские, и чешские, и китайские, и другие зарубежные фильмы. А что уж говорить про работы белорусских кинематографистов, мы же единое пространство славянской культуры, поэтому никаких пояснений детям не требуется. Правительство Беларуси, отправляя наши работы в Самару, прекрасно понимает, что мы, рассказывая юным россиянам об истории нашей республики, ее современной жизни, тоже укрепляем это культурное пространство.

— На фестивале представлены фильмы, снятые детьми. Как вы думаете, могут ли они конкурировать с работами взрослых?

— Программа «Кино снимаем сами» набирает все большую популярность. В этом году в ней уже более 50 фильмов, снятых ребятами из Москвы, Новосибирска, Челябинска, Санкт–Петербурга, Омска, Самары. Мы видим, что школьники действительно могут снять хорошую кинокартину, потому что они находятся внутри подростковой среды, острее ее чувствуют, нежели взрослые. Но, конечно, о прямой борьбе речь не идет. Все же на стороне взрослых режиссеров профессиональное образование и большой багаж жизненного опыта, который необходим для работы над картиной. Но ведь образование и сотворчество и есть задача детского кинофестиваля.

— Творцы из года в год жалуются, что денег на детские фильмы не хватает, что прокат занят Голливудом, а телеканалы — коммерческими сериалами. В такой ситуации белорусским кинематографистам, где это производство — защищенная статья бюджета, все искренне завидуют.

— Действительно, наша республика снимает около трех полнометражных фильмов в год, с бюджетом каждого в один–два миллиона долларов. Если сценарий достойный и был утвержден Министерством культуры, финансирование всегда есть. Кроме того, в этом году Правительство объявило конкурс на производство фильмов для детей. Победители получат 70 процентов бюджета своей картины.

— Наверняка финансирование — не единственная проблема детского кинематографа?

— Частенько у нас действительно ставят телегу впереди лошади — «дайте деньги, и мы снимем кино». Нет, сначала надо идею родить, сценарий, пакет документов подготовить, то есть создать произведение на бумаге, а потом уже убеждать инвестора — такова мировая практика. Это как женитьба — сначала цветы даришь, ухаживаешь, письма добрые пишешь. Мы с женой, кстати, именно через письмо поженились, общались до свадьбы всего дней шесть. А живем до сих пор в мире и согласии. Ну а если от любви вернуться к деньгам, то участвовать в белорусском конкурсе могут и кинематографисты из России. Таким образом, наше государство привлекает в детский кинематограф таланты со всего мира.

Пока же мы иногда видим, как на волне коммерции в детское кино влезают, как говорится, и жук и жаба. Я имею в виду тех людей, которые считают, что они могут что–то делать без наличия образования. Что такое образование? Это знание истории своей Родины, зарубежных стран и литературы. Если человек объединит эти три связующих звена, то на основе этого он сможет вырабатывать свой внутренний мир и что–то создавать в кинематографе. Человек должен входить в жизнь других. Ведь у всех своя судьба, и каждый по–своему живет. Но цель у людей одна — выжить, что–то сделать, получить удовольствие, радоваться жизни и радовать кого–то.

Ирина Чечурина

chis_star@bk.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter