Когда полезно семь раз отмерить

В правительстве обсудили макроэкономические показатели и бюджет на следующий год
До начала следующего года остается месяц с небольшим, но в Правительстве уже сейчас понимают: 2015–й будет для экономики не самым простым. Слишком много негативных факторов сбегается вместе. Проблемы у наших основных стран–партнеров, курсовые колебания, падение цен на нефтепродукты — все это не добавляет оптимизма. Вместе с тем алгоритм действий, как возможно снизить негативный эффект от внешних рисков, уже продуман. В минувшую субботу его обсуждали в Совете Министров.

Фото  Александра  КУЛЕВСКОГО

Основные макроэкономические показатели и бюджет на следующий год уже подготовлены. Хотя параметры, по которым будет жить страна, старались свести воедино таким образом, чтобы комар носа не подточил. Ведь в последние годы частенько случалось так, что Правительство брало на себя повышенные обязательства, но показатели до контрольных отметок не дотягивали. На эти нестыковки обратил особое внимание Президент. Ровно две недели назад он заслушал отчет министров о состоянии экономики и потребовал принятия ряда решений для срочного исправления ситуации.

Цифры пересмотрели в сторону уменьшения. Так, темп роста ВВП прогнозируется на уровне 100,2 — 100,7%. Из ожидаемого уровня производительности труда рассчитан уровень реальной заработной платы с ростом 101,4%. Реальные располагаемые денежные доходы населения вырастут на 1,5%.

В прошлые годы при выстраивании макропараметров Правительство нередко брало в качестве основных «маркеров» слишком оптимистичные цифры. Теперь решили добавить в общую палитру сдержанности. Премьер–министр так и пояснил: нынешний прогноз дорабатывается с учетом того, что средняя цена за баррель нефти на мировых рынках может составить 83 доллара, а не 100, как планировалось ранее.

Чтобы понять, насколько наш экспорт зависим от колебаний цен на нефть, достаточно привести расчеты Минэкономики. Если это сырье на мировых площадках дешевеет на один доллар, то вызывает снижение белорусского экспорта на 200 — 300 млн. долларов. Потери весьма солидные.

Переоценки коснулись и другого проблемного момента — курса российского рубля. Все новые расчеты производились с такой раскладкой: в 2015 году национальная валюта у нашего основного торгового партнера будет стоить в пределах 39 — 43 рублей за доллар США. Все дело в том, что ослабление российского рубля на фоне укрепления рубля белорусского делает нашу продукцию при продажах на внешние рынки не такой уж и дешевой.

Похоже, впору говорить о цепной реакции. Проблемы у соседей вызывают снижение нашего экспорта, что, естественно, ведет к снижению ВВП и ряда других ключевых макроэкономических показателей. И в этом контексте возникает вопрос: как компенсировать потери хотя бы частично? Изначально в Правительстве предлагали закрывать бреши в том числе и за счет непопулярных мер, например, сокращения внутреннего спроса и снижения капитальных расходов, особенно по проектам с длительными сроками окупаемости. Но в итоге решили действовать более конструктивно: дополнительно стимулировать экспортеров.

Прежде всего речь идет о том, что таким компаниям максимально упростят выдачу экспортных кредитов и расширят число их потенциальных получателей. Планируют уменьшить минусы и за счет снижения процентных ставок и кредитной маржи банков. На отчете Правительства 11 ноября на этом же моменте заострил внимание и Александр Лукашенко. Он потребовал разобраться с расходами в банковской сфере и оптимизировать их.

Еще один момент, которому в следующем году уделят внимание в Правительстве, — антиинфляционная политика. По заверениям министра экономики Николая Снопкова, уже был разработан и отправлен на согласование проект постановления Совмина о совершенствовании системы ценообразования, который предусматривает усиление персональной ответственности за превышение целевого параметра прогноза по индексу потребительских цен.

benko@sb.by

Советская Белоруссия №224 (24605). Вторник, 25 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter