Но речь пойдет о другом произведении. О «Портрете мальчика», выкупленном у частного коллекционера как работа Ивана Хруцкого в 1956 году, накануне той даты, когда Государственная картинная галерея стала Государственным художественным музеем БССР. Больше полувека пришлось ждать картине, прежде чем реставраторы подтвердили — это действительно Хруцкий. Но не Ян, а Андрей. Сквозь наслоения времени проявилась не только дата создания портрета — 1854 год, а и автограф автора.
Те, кто интересуется наследием Ивана Хруцкого, поймут заблуждение искусствоведов — художник был весьма разноплановым, оставил потомкам не одни свои удивительные натюрморты (к слову, именно наш Хруцкий сделал этот жанр таким популярным в Российской империи), но и множество портретов. Предельно реалистичных, академичных, которые писал для петербургских заказчиков, в стилистике сарматских — для местных помещиков, наконец, условных, почти салонных, как его многочисленные портреты неизвестных.
Но мальчик на картине 1854 года, бесспорно, реален. И не оставляет сомнений в том, что Андрей, младший брат Яна Хруцкого также был весьма талантливым и достоин поисков его других живописных следов. Известно о нем немного, лишь то, что некоторое время Андрей жил у Яна в Захарничах, что похоронен рядом с ним там же... Сведения о третьем брате, Евстафии, еще более размыты. Но у сотрудников музея есть основания предполагать, что в коллекции НХМ имеется и картина Евстафия Хруцкого.
Впрочем, детали биографии старшего из братьев также досконально все еще не изучены. Как и его наследие. В скором времени НХМ обещает презентовать публике три новых полотна Ивана Хруцкого, авторство которых до последних дней было под сомнением. Тем временем буквально только что историк Витольд Ханецкий обнаружил в Польше еще две картины Яна Хруцкого, которые не зарегистрированы ни в одном из известных каталогов. Очевидно, в этой семейной истории нас ждет еще немало открытий.