1 марта в Национальном художественном музее Беларуси откроется выставка "Изобретения да Винчи"

Код да Винчи

В Национальном художественном музее откроется выставка "Изобретения да Винчи"
Две большие фуры и почти сотня ящиков с надписью Da Vinci прибыли в Минск на этой неделе. В одном из фургонов — знаменитая «Мона Лиза». Правда, потревожить настоящую «Джоконду», заключенную в Лувре под пуленепробиваемым стеклом, организаторы выставки не посмели — шедевр да Винчи запрещен к вывозу из Франции. Минчанам же покажут объемную копию знаменитой картины: рассмотреть «Мону Лизу», а также «Тайную вечерю» и «Витрувианского человека» во всех деталях можно будет в первый день весны в одном из залов Национального художественного музея. Здесь же — анатомические зарисовки и воссозданные по чертежам мастера механизмы, немыслимые для XV века, но незаменимые в наши дни. Корреспонденты «СБ» одними из первых посетили международный проект–сенсацию.



Официально да Винчи — впервые в Беларуси. С момента создания выставки в 2006 году ее увидели жители США, Латинской Америки, Южной Африки, Японии, России, Великобритании и Западной Европы. В Минск экспозиция переехала из солнечного Тель–Авива. Белорусская столица стала 56–м городом, в котором временно, до конца апреля, прописались самые известные модели гениального художника и изобретателя. Для того, чтобы детально воссоздать каждый из механизмов, описанных да Винчи в своих дневниках, итальянским специалистам понадобилось несколько лет. Львиную долю времени отняла не только расшифровка старого флорентийского диалекта, но и знаменитого «почерка Леонардо» — зеркального письма. Кроме того, известно, что да Винчи намеренно искажал размеры своих чертежей, чтобы инженеры–конкуренты не смогли воспользоваться его идеями. Без такой своеобразной защиты авторского права сегодня осталось лишь несколько изобретений гениального итальянца.



Алла Гаврилова обращает внимание посетителей: все работы на выставке — искусные копии.

Многое из того, что придумал да Винчи в эпоху Возрождения, современники смогли воплотить в жизнь только недавно. Винт для летательного аппарата, подъемный кран, парашют и даже акваланг — обо всем этом да Винчи знал еще в конце 1400–х годов. Он же стал автором первого водолазного костюма. Модель, которую мы нашли на выставке, по дизайну лишь немного уступает современной. К слову, в качестве основного материала да Винчи использовал свиную кожу, а швы пропитывал рыбьим жиром. И такой костюм действительно не пропускал воду!

Вся передвижная экспозиция насчитывает 200 предметов: от эскизов до реально действующих механизмов. В одном из залов, например, разместился бронированный фургон с торчащими во все стороны пушками — давинчиевский прототип первого танка. Масштаб — один к одному. В этом же зале представлены катапульта и прообраз самого настоящего пулемета. Естественно, незаряженного. Впрочем, машин для созидания на выставке все равно больше, чем машин для убийств. Первые осветительные приборы, аппараты для измерения влажности атмосферы и скорости ветра — талант гениального итальянца не знал границ, рассказывает ученый секретарь НХМ Алла Гаврилова:

— Леонардо да Винчи — человек, намного опередивший свое время. Мы знаем его как гениального художника, но да Винчи также был талантливым изобретателем, ученым и инженером. Выставка раскрывает масштабы работы Леонардо в разных сферах: физика, механика, гражданская и военная инженерия, анатомия, гидравлика.

К 1 марта, обещают в музее, репродукции да Винчи предстанут перед посетителями во всей красе.

Из зала военной техники мы переходим в комнату, посвященную главной мечте да Винчи — возможности людей летать. Здесь представлена модель первой конструкции, которая должна была поднять человека в воздух. Пока конструкция находится в стадии монтажа, но к 1 марта, обещают в музее, она предстанет перед посетителями во всей красе.

Последний, четвертый, зал — специально для поклонников Леонардо–художника. В формате 3D зрителям обещают показать «Тайную вечерю» и «Витрувианского человека». Освоит модные технологии и единственная скульптура да Винчи — «Лошадь Сфорца», известная также как «Конь Леонардо». Ни одного оригинала на выставке посетители, увы, не увидят: все они давно хранятся в лучших музеях мира, которые практически никогда не расстаются с жемчужинами своих собраний. Поэтому собрать их в одном проекте пока невозможно.

Модель первого велосипеда. Похожую, кстати,  можно увидеть в музее Белорусского Полесья.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Куратор выставки Жерар Беккингсейл:

— Пространство Национального художественного музея идеально подходит для нашей выставки. Увидев залы впервые, я был в восторге — это именно то, что нужно! Правда, пришлось перекрасить стены в некоторых залах. Но это нормальная практика — во всем мире цветовое оформление помещения зависит от конкретной экспозиции.

КСТАТИ

Выставка — интерактивная, так что многие механизмы можно потрогать и покрутить. А в некоторые — даже поиграть. Все макеты воссозданы ремесленниками из материалов конца XV века, которые были доступны Леонардо да Винчи, — дерево, хлопок, железо.

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 38 (24668). Пятница, 27 февраля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter