Как нам развивать наш футбол?

Клубы дыма в кругу долгов

Два события нуждаются в осмыслении. Первое — игроки «Витебска» устроили акцию протеста...

Когда глядишь со стороны,

Как все дары поделены,

Нельзя не рассердиться.

Тех, кто получше, гнет нужда,

А богатеют без труда

Невежда и тупица.

Роберт Бернс


Два события нуждаются в осмыслении. Первое — игроки «Витебска» устроили акцию протеста перед последним матчем чемпионата страны и тем самым стали в один ряд с другими футбольными клубами, где в последнее время обнажились проблемы заработной платы. Второе — представляющие Минский район футболисты «Ислочи» заняли третье место в Кубке регионов, став тем самым первой нашей командой, добившейся успеха в этом турнире УЕФА для любителей.


С чего бы начать разговор? Да вот хотя бы с «Малаги». В июне спортивный арбитражный суд в Лозанне признал правильным решение УЕФА дисквалифицировать этот испанский клуб на один еврокубковый сезон. «Малаге» были поставлены в вину долги — перед игроками, но не только: еще и перед работниками своего клуба, другими клубами, органами социальной власти и налоговыми учреждениями. Целый клубок сплелся.


А ведь как здорово все начиналось. В 2010 году, когда клуб приобрел представитель катарской королевской семьи Аль–Тани, многие считали, что «Малагу» ждет дождь из нефтедолларов. Аль–Тани действительно купил несколько дорогостоящих игроков, но тратить деньги шейху вскоре надоело. В сезоне–2011/12 «Малага» заняла четвертое место в чемпионате Испании и благодаря этому вышла в Лигу чемпионов. Удивительно, но как раз в это время Аль–Тани фактически прекратил финансирование клуба. Ряд футболистов из–за задержек зарплаты покинули команду, и к сезону–2012/13 «Малага» подошла в неважном состоянии. В прессе клуб уже хоронили, но футболисты и тренеры, как выяснилось, «помирать» никак не собирались. Даже ослабленная потерей лидеров «Малага» оказалась слишком хороша для «Милана», «Зенита» и «Андерлехта». Испанцы опередили эти команды в групповом турнире Лиги чемпионов и вышли в первом раунде плей–офф на португальский «Порту». И вот новый удар: в декабре за долги перед футболистами и кредиторами «Малага» получила от УЕФА дисквалификацию в еврокубках, но на настрое команды перед матчами с «Порту» это не сказалось. Испанцы неожиданно выбили португальский клуб из Лиги чемпионов и вышли в 1/4 финала, где их ждала дортмундская «Боруссия»...


Четвертьфинальные матчи завершились скандалом. Немцы выиграли в самой концовке благодаря двум не замеченным судьями офсайдам, а из штаба «Малаги» прозвучали обвинения УЕФА в заговоре и чуть ли не в расизме...


Впрочем, нам с вами лучше опустить конспирологию. На примере испанского клуба хочется сказать, что деньги — отнюдь не единственный рычаг управления футбольным клубом. И даже не ключевой. Тренировавший «Малагу» в прошлом сезоне Мануэль Пеллегрини доказал всем, что команда может добиваться результатов за счет хорошо поставленного тренировочного процесса, тактики, умелого использования лучших качеств имеющихся в распоряжении наставника игроков, но уж точно без щедрых трансферов и раздачи невероятного размера авансов.


Присмотревшись к европейским реалиям, необходимо пристально вглядеться и в наших баранов. Как растрезвонили интернет–агрегаторы, в субботу игроки футбольного клуба «Витебск» на 15 минут задержали начало домашнего матча против «Минска–2». Таким образом футболисты протестовали против низких зарплат и несвоевременной их выплаты. Главный тренер команды Юрий Коноплев не смог воспрепятствовать желаниям футболистов: «Это было решение всей команды. Они приняли его из–за маленьких зарплат. Они в нашем клубе от 1,5 до 3 миллионов рублей. Но и эти деньги выплачиваются с задержками. Некоторым игрокам, неместным, на эти деньги приходится не только жить, но еще и снимать квартиры с семьями. А проживание в гостинице на ЦСК стоит 80 — 90 тысяч за койко-место в сутки. Выгоднее даже снимать квартиру. В этом году также нет определенности с премиальными, с ними не рассчитались еще за прошлый сезон».


Казалось бы, все точно, все справедливо: футболисты, как и любые другие наемные рабочие, имеют право потребовать заработанное. Вот только занозой сидит в голове вопрос: а работают ли наши футболисты на поле? Или все–таки 1,5 — 3 миллиона рублей в месяц действительно следует назвать достойной платой за 1,5 — 2 часа тренировок (или игр) в день (да и то не каждый)? Ну нет в наших клубах такого, чтоб футболисты в них работали (улучшали дриблинг, оттачивали удары по воротам, проводили тактические занятия и т.п.) по 40 часов в неделю! Четверть, треть от привычной для всех выработки, может, и набирается — ну так три миллиона за такой труд вполне достойная зарплата. А кто хочет больше — пусть старается. Пусть начинает показывать такую игру, чтоб купцы из Европы съезжались, чтоб трибуны ломились, чтоб только и разговоров было.


Пока, к сожалению, со зрителями в нашем чемпионате явная напряженка. Давеча заглянул в протоколы матчей первой лиги. В Витебске, областном центре, скандальную встречу своей команды с «Минском–2» официально посетила 1.000 человек (!). Столь круглая цифра, конечно, не может не вызывать скептических ухмылок в адрес счетоводов, но она все краше 100 зрителей, не менее официально пожелавших посмотреть за игрой еще одной команды, недавно высказавшей недовольство, простите за тавтологию, собственным довольствием. Речь о «Полоцке». Неделей ранее футболистам этого клуба якобы столь надоели пресловутые «завтраки», что они отказались ехать на матч в Сморгонь. Вот как объяснял такой поступок форвард полочан Игорь Холодков: «У ребят семьи, а сидеть без денег два с половиной месяца сложно. Возможно, теперь что–то изменится». Интересный подход, но однобокий. Ребята, может, прежде всего сами начнете меняться? И два года назад, когда из Полоцка стали поступать первые сигналы о финансовых трудностях, и сейчас, и вообще все время, что команда пребывает в первой лиге, она все время болтается внизу турнирной таблицы. Ни тебе прорывов в игровом смысле, ни воспитания молодых местных талантов, ни амбиций, ни желания — ничего! Только «дай, дай». А зачем? Только потому, что в Полоцке якобы существует профессиональный футбольный клуб, который взялся платить футболистам деньги? Так, может, проще городским властям не мучиться с такими «профессионалами», а назвать их любителями и, если уж принято считать, что в городе нужна футбольная команда, выделять этой группе любителей футбола стадион (для домашних игр) и автобус (для выездных)? Зарплата же, премиальные подразумевают задачи. А какие они у «Полоцка»? Какие они у также бастовавшего в этом году «Ведрича–97», большинства других «профессиональных» клубов первой лиги?


Любители, профессионалы, профессиональные любители и любительские профессионалы. С каким аршином следует подойти, например, к тому факту, что вот уже в двух матчах за «Витебск» сыграл 42–летний ассистент Юрия Коноплева Сергей Вехтев? Первый раз вышел на минуту, второй на две. Но это не суть важно, важно другое. Никто не ставит под сомнение заслуги нападающего, в послужном списке которого есть даже четыре игры за нашу национальную сборную. Но ведь это было тогда, когда некоторые из современных партнеров Вехтева еще не родились. И если уж сегодня более 10 лет не игравший на серьезном уровне, «пылящий» на первенство города, имеющий лишний вес, самый настоящий любитель футбола Сергей Александрович Вехтев заслуженно выходит на поле в составе команды мастеров, то грош цена всем витебским футбольным профессионалам...


На прошлой неделе в Италии завершился финальный турнир проводимого под эгидой УЕФА Кубка регионов. Эти соревнования для любительских команд континента были уже восьмыми по счету, но впервые в их финальной стадии принимала участие команда из нашей страны — «Ислочь». Клуб, представляющий Минский район, аккурат в этом году обрел профессиональный статус. Конечно, тут сразу же возникает вопрос: на каком основании этот коллектив участвовал в любительских соревнованиях УЕФА? Однако не стоит спешить с обвинениями. Дело в том, что согласно регламенту стартуют в отборочном турнире только любители, каковыми и являлись в прошлом году абсолютно все игроки выступавшей в ту пору во второй лиге «Ислочи». Тогда же, в августе, они выиграли в Молодечно у французского клуба «Пари Иль де Франс» — 2:0, боснийского «Союза Тузлы» — 2:1 и команды Словакии — 1:0, вышли в финал турнира УЕФА, а несколько месяцев спустя получили возможность играть в нашей первой лиге. Волей–неволей клубу пришлось становиться на профессиональные рельсы, однако по регламенту УЕФА изменение статуса футболистов не является препятствием для того, чтобы доиграть соревнования. В общем, поехала «Ислочь» в Италию и теперь вправе гордиться занятым там третьим местом.


А тут еще и драматичные подробности. Как рассказал руководитель «Ислочи» Владимир Пинчук, после поражения от сборной Каталонии (0:2) и победы над московским клубом «Олимп» турнирная судьба команды решалась в последнем туре. Играть предстояло со сборной юго–восточного региона Болгарии, однако по пути на игру наша команда угодила в дорожно–транспортное происшествие. Местный штурман, выделенный организаторами для ориентации на местности, не учел габаритные особенности белорусского автобуса. В результате тот, проходя под одним из многочисленных мостов, не вписался в конструкцию по высоте. Удар получился довольно чувствительным, футболисты получили ушибы различной степени. К счастью, для игроков все ограничилось помощью командного доктора. Команда вышла на решающую игру. Для выхода в финал белорусам нужно было обыграть болгар и ждать осечки каталонцев в матче с россиянами. Свою задачу «Ислочь» выполнила, но и испанцы тоже выиграли. Они и вышли в финал. «Ислочь» же получила бронзовые медали — как лучшая из команд, занявших второе место в группе. А затем была «веселая» дорога назад. В аварии автобус серьезно повредил крышу, а вместе с ней и кондиционеры. Надо ли говорить, что они вышли из строя? Вместо люков пришлось натягивать тенты, но под ними от духоты дышать было нечем. Когда же их стягивали — начинался дождь. В общем, ехали весело, никто не роптал...


Заметим, что ныне проводился восьмой розыгрыш Кубка регионов, обладатель которого выявляется каждые два года. Первым владельцем трофея стал в 1999–м итальянский «Венето». Затем победителями турнира провозглашались «Моравия» (Чехия, 2001), «Пьемонт» (Италия, 2003), «Страна Басков» (Испания, 2005), «Нижняя Силезия» (Польша, 2007), «Кастилья–Леон» (Испания, 2009), «Брага» (Португалия, 2011). В финале Кубка регионов–2013 сборная Каталонии встречалась с хозяевами турнира — футболистами того самого итальянского «Венето», что выиграли самый первый подобный турнир, — и уступила в серии послематчевых пенальти 4:5 (основное и дополнительное время — 0:0).


...Говоря по–простому, «Ислочь» появилась оттого, что шесть лет назад в поселке Тарасово под Минском образовалась группа ребят, пожелавших играть в футбол. Они бегали у себя в районе, но четыре года назад решили впервые заявиться в чемпионат области. Сами удивлялись потом, что с ходу заняли там третье место. В следующем сезоне уже стали вторыми, но зато выиграли Кубок Минской области, Кубок Минска и плюс ко всему региональный Кубок Беларуси. Постучались во вторую лигу, им открыли. Пошло, в общем, поехало.


В прошлом сезоне «Ислочь» провела 41 официальную игру (36 в чемпионате, две в Кубке Беларуси, причем одну с командой высшей лиги, и еще три в региональном Кубке УЕФА). Виталий Жуковский, главный тренер команды, по этому поводу шутит, что больше его парней в том году играл лишь БАТЭ. Но это и хорошо: «Ведь тренировалась команда всего–то два–три раза в неделю, так как все имели основную работу. Поэтому за счет матчей набиралась форма, все были в тонусе. К тому же я проводил постоянно пять–шесть замен. Считаю, что лучшая тренировка — это игра. Хотя порой ребятам тяжело было приезжать на матчи после работы, не всегда все могли покинуть рабочее место. Тем более что много туров проводилось по средам. Поэтому не всегда выходили в оптимальном составе».


Виталий Жуковский, когда–то игравший в БАТЭ, после тяжелой травмы был вынужден пойти работать на рынок. А сегодня он с улыбкой рассказывает, что за его команду в прошлом сезоне играли и рыночные торговцы, и работники СТО, и детские тренеры. Как и для Владимира Пинчука, для большинства из них футбол прежде всего удовольствие, ради которого они с радостью готовы пожертвовать даже основной работой.


Сегодня клуб уже можно назвать крепким середняком первой лиги. Его игроки подписали профессиональные контракты. В нем говорят о строительстве стадиона в поселке Тарасово, о клубной пирамиде и, главное, — о желании развиваться. Все это хочется принять с ходу, с этим хочется согласиться сразу же, но червь сомнения заставляет вспомнить печальную судьбу похожих футбольных проектов. Еще в прошлом сезоне в первой лиге играл «Руденск» — не сдюжил, сошел на нет. Был «Клеческ» — нет сегодня никакого «Клеческа». Явно близок к кончине и СКВИЧ — некогда амбициозный частный проект в этом сезоне вошел в крутое пике. И где те разговоры про многофункциональный спортивный комплекс в Каменной Горке (кстати будет сказать, что этот минский район находится через МКАД от деревни Тарасово, где квартирует «Ислочь»), что велись из СКВИЧа несколько последних лет? Где тот комплекс, что обещали ввести в строй в 2012 году?


Размышление о причинах подобных катаклизмов приводит в том числе и к главному вопросу: как нам развивать наш футбол? Очевидно, что частные проекты, не имеющие поддержки государства, очень часто в наших широтах оказываются неконкурентоспособными. С другой стороны, уповающие только на помощь госпредприятий и госструктур футбольные клубы зачастую попросту проедают деньги и оттого вызывают справедливое неприятие у простых людей. «Витебск», «Полоцк», «Динамо» (Брест), «Нафтан», «Ведрич-97» — словно горькие ягоды, собранные на одном, и отнюдь не футбольном, поле. Значит, приходит время других подходов. Государственно–частное партнерство — хороший пример для футбола. В 1996 году борисовская фирма «Сталкер» поддержала идею городских властей о возрождении команды БАТЭ. Директор фирмы Анатолий Капский стал во главе нового клуба, и сегодня мы вправе заявлять об уникальной успешности этого проекта. Девять титулов чемпионов страны! Впрочем, говорить о БАТЭ как об исключительно частном клубе невозможно. Все годы своего становления он обрастал связями и сегодня может похвастать хорошими отношениями не только с борисовскими предприятиями, не только с борисовскими районными властями, но и с Минским облисполкомом. При помощи государства клуб строит стадион, который уже в этом году должен стать лучшим в стране. Из БАТЭ никто и никогда не жаловался на задержки с зарплатой, и от этого его репутация только крепла. Сегодня она вообще бежит впереди него. Вот так бы и у остальных.


...А Мануэль Пеллегрини ушел из «Малаги» туда, где денег вообще не считают, — в «Манчестер Сити». Он пообещал наконец-то заставить тамошних миллионеров играть в футбол.


Цитата в тему

 

Василий Уткин, телекомментатор:


— Наши звезды в возрасте плюс–минус тридцать вышли в тираж. Исключения есть, но плеяда, которая сошла на нет, впечатляет сильнее. У них мир в душе, они заработали себе не на старость — на молодость; они сыты.


Вы скажете: Дрогба богаче, а как сражается за какой–то там «Галатасарай».


А вот и подумайте. Дилемма Дрогба — Сычев возникает не впервые; когда–то они вместе играли за «Марсель», и понятно, кто кого вытеснил. Все, что случилось с Дрогба, случилось в океане акульей конкуренции. Большая часть того, что случилось с Сычевым, произошло из–за кривизны нашей футбольной системы. У Димы все прекрасно. К нему нет претензий, он прекрасно тренируется; ну, если бы вам платили миллионы за фитнес?


Вы только не осуждайте ребят–то. Не они это придумали. Но вместо поколения людей, которые могли бы двигать наш футбол вперед с позиций нового опыта — новых тренеров, новых задач, — мы получили поколение плейбоев. За редким исключением. Загорелых, местами татуированных, во всех отношениях славных.


Просто хватит думать, что наш футбол может дальше развиваться через закачивание бабла.

 

Советская Белоруссия №122 (242589). Пятница, 5 июля 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter