Какую Беларусь можно встретить на наших кладбищах?

Кладбищенские истории

Какую Беларусь можно встретить на наших кладбищах?
Российский писатель Борис Акунин в своих «Кладбищенских историях» не коллекционирует могилы: «Меня занимала Тайна Прошедшего Времени: куда оно девается и что происходит с людьми, его населявшими». В очерке о парижском Пер–Лашез, одном из самых известных некрополей в мире, Акунин рассуждает о том, что только в этом месте можно встретить ту Францию, которую каждый человек с детства создает в своем сознании: авантюры, мистерии, любовь. А какую Беларусь можно встретить на наших кладбищах?

Экскурсии на московское Новодевичье или Ваганьковское, вильнюсское «Росса» («Расу») популярны у путешественников давно. В Минске, пожалуй, так же знамениты Военное и Кальварийское. Когда увидит свет справочник Аллы Соколовской по истории «Кальварии», уверен, туда потянутся многие. Искать родственников — в первую очередь. Более четверти века Алла Станиславовна по крупицам составляет базу данных обо всех, кто покоится в минском некрополе. Для этого изучила не только каждый надмогильный камень, но и обработала документы Национального исторического архива.

Бывает так, что, составляя родословное древо, оказывается, что только поход на кладбище может помочь найти ниточку к забытым пращурам: там на поросших мхом валунах и мраморных плитах еще «звучат» фамилии давно ушедших людей. К сожалению, память людская коротка: надгробия врастают в землю и скрываются там навсегда. Только архивы иногда еще могут помнить, кто лежал вон там, на пригорке. Соколовская совершила подвиг: собрала картотеку на тысячи людей. Потомки многих из них уже давно живут в других регионах страны, за границей. Справочник, думаю, заставит вернуться в родной город не одного человека.

Многие минчане летом поедут в глубинку. Среди молодежи становится популярным исследование сельских некрополей. Первоочередная цель — расчистить их от зарослей и мусора — того, что чаще всего губит памятники старины. Можно принять участие в летнем лагере в Мире и помочь прихожанам очистить от кустарника и бурьяна католическое кладбище, а ученым — создать карту и каталог захоронений. До 22 июля волонтеров ждут в деревне Бирули Докшицкого района. Там копают глубже — курганы X века.

Есть еще одна тема, которая волнует краеведов. Это сожженные во время войны деревни. От многих из них остались лишь пустынные кладбища. И такие места могли бы стать своего рода мемориалами ушедшим в небытие селам. Кроме того, это еще и перспективное направление военно–патриотического туризма. Между прочим, сохранилось хатынское кладбище, но оно заросло кустами в рост человека. Сотрудники мемориального комплекса и логойского католического прихода начали здесь наводить порядок. Дело достойное того, чтобы его продолжить не только местными силами.

vk@sb.by

Советская Белоруссия №132 (24515). Среда, 16 июля 2014 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter