Кино на море и на суше

Буквально на днях закончился "Кинотавр" в Сочи, и вот уже открывается другой грандиозный кинофорум - ХХV Московский международный кинофестиваль.
Буквально на днях закончился "Кинотавр" в Сочи, и вот уже открывается другой грандиозный кинофорум - ХХV Московский международный кинофестиваль.

Украсить его своим присутствием обещали такие мегазвезды кинематографа, как Джина Лоллобриджида, Софи Марсо, Фанни Ардан, Франсуа Озон и Питер Гринуэй. Имена многих звездных гостей организаторы держат в секрете - интригуют. Таким обилием знаменитостей "Кинотавр" похвастаться не мог. По словам самого Марка Рудинштейна, его "просто душит жаба", ведь звезды и гонорары заламывают соответствующие.

Соперничество "Кинотавра" и ММКФ сегодня вполне очевидно. Причем с каждым годом оно только обостряется, приобретая скандальные оттенки. Марк Рудинштейн и Никита Михалков решили в очередной раз расколоть кинематографическую тусовку, атмосфера в которой и без того лишена столь редких в творческой среде флюидов гармонии.

Злые языки утверждают, что никогда ранее программа "Кинотавра" не была такой слабой. Триумфом фестиваль закончился для дебютанта Геннадия Сидорова. Его фильм "Старухи" был удостоен не только приза за лучший дебют, но и главного приза "Кинотавра" - "Золотой розы". Почетные призы от администрации Краснодарского края получили Марк Рудинштейн и Олег Янковский, а также Георгий Данелия в связи с юбилеем фильма "Я шагаю по Москве" и Эльдар Рязанов - за гуманизм и человеколюбие его последней работы "Ключ от спальни". Ну и, разумеется, за прежние заслуги. Премию имени Григория Горина заслуженно вручили классику кинодраматургии Александру Миндадзе за сценарий к фильму "Магнитные бури". Эта же картина получила и специальный приз жюри за "виртуозный сплав реальности и метафоры". Премия имени Микаэла Таривердиева досталась композитору Андрею Петрову за музыку к ленте Виталия Мельникова "Бедный, бедный Павел", а Гран-при фестиваля присудили автору картины со скромно-лаконичным названием "Шик" Бахтиеру Худойназарову.

Кто станет лауреатом Московского кинофестиваля, трудно даже предположить. Известно, что в конкурсной программе участвуют три российских фильма: "Прогулка" Алексея Учителя, "Петербург" Елены Евсеевой и "Коктебель" Бориса Хлебникова. Впервые за последние годы российское кино представлено в таком объеме.

Времена, когда сам маэстро Феллини был рад получить московский приз, благополучно миновали. Злые языки не устают говорить о кризисе ММКФ.

Действительно, лишившись советской начинки, московский фестиваль оказался довольно тухлым пирогом. Долгие годы он ассоциировался исключительно со смутой и безденежьем в кино, когда львиная доля бюджета этого кинофорума шла на гонорар Ричарду Гиру - "лучшему другу" Абдулова. Ехать на фестиваль не хотели. Заполучить громкую премьеру для организаторов было делом практически нереальным. "Городские" европейские фестивали в Берлине и Венеции, похоже, и вовсе забыли о его существовании. Кинофорум растерял свое пафосное величие и статус главного кинофестиваля страны, и можно было сколько угодно говорить о том, что ММКФ имеет класс "А", на практике не обнаруживалось ни малейших улик в подтверждение этого факта.

На фоне его неубедительного существования Марк Рудинштейн потихонечку создал свою империю. Империю "Кинотавра". Поначалу сочинский фестиваль ни на что не претендовал. Просто 14 лет назад нужно было срочно создать некий кинематографический форум, чтобы окончательно всем не загнуться.

Здоровую конкуренцию ему составил тогда в меру эпатажный "Киношок" Виктора Мережко, сегодня почти заглохший. "Золотой Витязь" изначально позиционировал себя как фестиваль духовного кино, не терпящего провокаций и хулиганств, поставив себя тем самым в особое положение: "Кинотавру" он не был конкурентом.

А "Кинотавр" рос и крепчал, приобретая даже некий буржуазный оттенок. Не вредили его имиджу и постоянные обвинения в том, что членов жюри чаще можно застать на пляже, нежели в кинозале. "Кинотавр" на это хмыкал и устраивал все более пышные фуршеты с икрой и шампанским.

Но вот пришел Михалков, умеющий аккуратно открывать все нужные двери. Мало того, что авторитет за долгие годы заработан, дворянские корни имеются, брат в Голливуде снимал, так еще и папа - автор гимна, короче, все одно к одному.

Как тут не согласиться с твердым решением Никиты Сергеевича проводить Московский международный ежегодно? И ничего, что призы часто дают не за неожиданное художественное решение и очевидный творческий прорыв, а за былые заслуги, за доброе имя, как в случае с Кшиштофом Занусси. Обвиняют и "Кинотавр" в некотором консерватизме, который продвинутые критики объясняют присутствием в жюри людей с "государственно ориентированным мышлением".

Идею Михалкова тогда многие назвали сомнительной и едва ли осуществимой. Но как прошел когда-то чумой по российскому кинобюджету "Сибирский цирюльник", так и ММКФ могучими руками Михалкова изыскивает крупные государственные суммы, в то время как студенты ВГИКа часто не имеют средств на дипломные работы. О каких амбициях можно говорить, если на кону авторитет общего дела?.. В этом году, например, государство выделило на фестиваль 72 миллиона рублей.

Михалков вообще с такой детской непосредственностью вляпывается во всевозможные конфликты, что ему можно позавидовать. Сыграл царя в "Сибирском цирюльнике" - дал почву для разговоров о претензиях на президентство. Но разговоры эти не то чтобы не опровергал, а как-то даже кокетливо приветствовал. Выступал с речью - избил "лимоновца", закидавшего маэстро яйцами. Причем как-то не по-мужски: "лимоновца" держали, а Михалков бил. Потом расколол Союз кинематографистов острым клювом своего "Золотого орла", заставив на первой церемонии неувядающую Людмилу Марковну Гурченко сменить пять платьев, представляя каждый новый фильм. Получилась несуразица в стиле "видали мы вашу Вупи Голдберг с вашим "Оскаром".

"Кинотавр" часто упрекают в том, что это прежде всего не фестиваль, а тусовка. Хотя лица на двух фестивалях мелькают всегда одни и те же, за исключением единичных обиженных творцов.

Известно, например, что Михалков почему-то не любит Сокурова. Возможно, просто завидует. Ведь Сокуров так же, как и Михалков, проповедует великодержавную национальную русскую идею, но гораздо более изощренными, так сказать, художественными средствами. Выдержав мрачные годы прессинга и цензуры, Сокуров сегодня - классик современного кино, любимец Запада, и в частности Канн, поскольку смог заинтересовать своей системой художественных ценностей, своим видением мира. Михалков однажды признался, что хочет выпить с Сокуровым водки и спросить, почему тот снимает "не в фокусе". Поэтому и последний фильм Сокурова "Отец и сын" ездил в Сочи, а не в Москву.

Вообще, ММКФ проигрывает "Кинотавру" в своей основной идее - проводить кинофестиваль в душном, летнем мегаполисе, а не на морском берегу. Хотя очевидно, что в этом году Московский международный кинофестиваль возьмет реванш сильной программой и звездными гостями. Иными словами, всем тем, что в этом году на "Кинотавре" благополучно отсутствовало.



СПРАВКА "СБ".

Жюри ХХV Московского международного кинофестиваля, который открывается сегодня, возглавит российский режиссер Сергей Бодров-старший. Об этом сообщил на пресс-конференции в Москве генеральный директор смотра Ринат Давлетьяров.

Всего в состав судейской коллегии вошли семь кинематографистов, среди которых режиссеры Агнешка Холланд (Польша), Кен Рассел (Великобритания), Бабак Паями (Иран), Мика Каурисмяки (Финляндия) и актер Мориц Бляйбтрой (Германия).

В конкурсном показе участвуют 19 картин. На ММКФ пройдут и внеконкурсные показы. Фильмы будут демонстрироваться в столичных кинотеатрах "Пушкинский", "Ударник", "Художественный" и в Доме кино.

Нынешняя программа кинофорума очень разнообразна. В нее вошли фильмы самых разных жанров - от пародийных комедий до философских притч. Картины созданы режиссерами Финляндии, Японии, Великобритании, США, Франции, Австрии, Испании, Республики Корея и других стран. Впервые в состязании примут участие ленты мастеров из Колумбии и Македонии.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter