Венгры составили список своих уникальных продуктов

Хунгарикум

Когда вы думаете о Венгрии, какие ассоциации у вас рождаются? Гуляш, чардаш и стаканчик токайского? Совершенно правильные ассоциации — венгры будут довольны. Потому что даже когда в Чехии вы едите очень популярный у туристов суп-гуляш в хлебе, вы все равно знаете, что происхождение у него венгерское. И только венгерское. Для венгров это наше (людей со стороны) знание важно настолько, что они составили целый список уникальных венгерских продуктов (причем не только материальных) и назвали его «Хунгарикум» (от Hungary — Венгрия).



Инициатива, рожденная снизу, настолько пришлась всем по вкусу (и в прямом смысле тоже), что в 2012 году был принят законодательный акт о «Хунгарикум». Так что дело это нешуточное: к «хунгарикум» всерьез относятся и граждане, и государство (что для Венгрии, кстати, не такое уж редкое явление, вот в мой недавний приезд все в один голос говорили о том, как поддерживают жесткую миграционную политику властей).

В общем, гуляш и чардаш — это «хунгарикум». А вот стаканчик токайского — не факт. Хотя, кстати, вина из региона (а Токайский регион это не только Венгрия, но еще немножко Словакии, что подчеркивали мне словацкие виноделы: «Двадцать процентов токайского винограда растет у нас») охраняются региональным знаком ЕС — как шампанское из Шампани и коньяк из Коньяка. «Хунгарикум» — это только «Самородный» и «Ассу» из Токая. В Будапеште я встречалась с Андрашем Томбором, председателем совета Токайского торгового дома, и он рассказывал о том, что требования к производству «Ассу» уже унифицировали, а вот для «Самородного» еще в процессе. Он еще много чего интересного о токайских винах рассказывал, подробности — в материалах «Без железного занавеса» о Венгрии.


Движение за «хунгарикум» началось в 1999 году, когда четыре венгерские, но известные во всем мире компании — фарфоровый завод «Херенд», производитель салями «Пик», торговый дом «Токай» и производитель ликера Unikum (помню, как один китаец подарил мне едва початую бутылку, объяснив, что пить «это» не может: уж больно по запаху традиционную китайскую медицину напоминает. Но кто же будет пить алкоголь со вкусом лекарства?) — объединились в клуб Hungarikum, чтобы сообща продвигать свою продукцию. Как лучше всего продвигать продукцию? Правильно: убедить, что она единственная в своем роде. Поэтому «хунгарикум» — это все «очень венгерское», даже венгерский язык, например. У венгров же в Европе родственников практически нет, из языковых — только финно–угорская группа. Зато салями в Европе делают многие. Но есть среди них и «хунгарикум»: будапештская «Херц» и сегедская «Пик» (вы их узнаете по налету белой плесени). Не обошлось, конечно, без того самого «Уникума», который не каждый китаец выдержит (в Венгрии, кстати, живет крупнейшая в Европе китайская диаспора). Ну и, конечно, без палинки венгру совсем никуда, это один из первейших и самых знаменитых «хунгарикум». Палинку вы можете назвать самогоном, но только в том смысле, что делают ее не только в промышленных масштабах (полки венгерских винно–водочных отделов буквально ломятся от разнообразной палинки), но и в своих дворах. В Венгрии это, кстати, не запрещено, но только «для собственных нужд». Это разрешение не только палинки касается: советник генерального директора АЭС «Пакш» Пал Ковач с гордостью рассказывал мне, что у него возле дома есть собственный виноградник, а благодаря ему и собственное вино. Дом находится в 5 км от АЭС — это он мне убедительно (примером домашнего вина) доказывал безопасность АЭС. В общем, гонят все, продавать нельзя, но дарить и обмениваться никто не запрещает. Мне, кстати, тоже бутылка палинки абрикосовой досталась — чистая, как слеза. Говорят, крепкая очень. Теперь жду повода подходящего, чтобы попробовать этот удивительный «хунгарикум».

«Хунгарикум» это паприка (без нее венгру никуда), кечкеметские персики, сатмарские сливы и свиньи породы «мангалица», это вышивка и халашские кружева, это даже Эрне Рубик, изобретатель знаменитого кубика имени себя, которым вы, вероятно, увлекались — как миллионы людей по всему миру. Венгры, живущие в своей стране как на острове посреди Европы, умеют ценить, беречь и лелеять свое, родное. Знакомый этнический венгр из Закарпатья (обосновавшийся несколько лет назад на исторической родине) рассказывал, что когда учил венгерский язык в школе в Украине, Венгрия платила ему за это (я не ошиблась: платили ему, а не он) почти 200 долларов ежемесячно — чтобы не забывал корни и культуру. Умеют венгры беречь свое. А мы? Вот слабо нам создать свой «беларусикум», холить его, лелеять и им гордиться?

Знаете, когда в Венгрии прошла первая кампания «Покупай венгерское!»? Не поверите — в 1844 году! И проводило ее Общество защиты отечественной промышленности. Так что традиция эта не сегодня родилась.

Будапешт — Карловы Вары.

Фото Михаила Пеньевского

sbchina@mail.ru

Советская Белоруссия № 190 (24820). Суббота, 3 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter