Лента Фейсбука пестрит отчетами фрэндов о летних каникулах...

Хорошо этим летом на Балтике

Лента Фейсбука пестрит отчетами фрэндов о летних каникулах. И почти все репортажи — с Балтики. Если точнее — с литовского побережья. Названия Паланга, Нида, Юодкранте звучат нынче чаще, чем Анталья, Золотые Пески, Ялта.


Конечно, и раньше на Куршскую косу переплывало много нашего народу. Но сейчас путешественники туда устремились просто–таки валом. Это меня удивляло до тех пор, пока я сам, подхваченный друзьями на машине, не попал в объятия Балтики. И, честно говоря, чуть вырвался. Да, там сейчас, как на юге. Снующие по морю яхты, холмы Куршской косы, похожие на горы, только добавляют ощущения, что ты вовсе не в близкой Литве, а на черноморском или средиземноморском берегу.


В начале месяца Балтика прогрелась до +24 — 26 по Цельсию! Конечно, нет гарантии, что нечто подобное повторится в следующем году. Поэтому спешите почувствовать нежность балтийского прибоя. Но не советую ловиться на предложения турфирм. Лучше планируйте путешествие сами — так намного дешевле. В фирмах вам, конечно, наговорят, что отели переполнены, мест нет и всучат что–нибудь за 100 — 200 евро в сутки на двоих. Не ведитесь! Ничем не хуже снять комнату в деревянном домике у самого моря за 20 — 30 евро с человека в сутки. Необязательно искать что–то через интернет. На месте спросите. Там все как на ладони. Не удивляйтесь, если вам предложат домик в Юодкранте или Ниде с табличкой, свидетельствующей, что здание — памятник архитектуры. Под охраной государства находятся бывшие хаты рыбаков, уцелевшие во время Второй мировой войны и затем отреставрированные. К слову, в стиле народной архитектуры начала ХХ века здесь строят и сейчас. Это очень удачный ход, благодаря которому поселки на Куршской косе приобрели свой неповторимый шарм.


А дальше выбирайте на свой вкус программу: или каждый день совершайте променад через сосновый лес на море, или обходите музеи (дом Томаса Манна в Ниде стоит на высоком пригорке, с которого открывается шикарный вид Куршского залива), галереи янтаря... Я бы посоветовал уделить внимание колонии бакланов, гнездящихся на горе в Юодкранте. Вот увидите: там, как у Брэдбери, — словно другая планета. И хотя рядом пролегает трасса, а недалеко шумит море, звуков снизу вы не услышите. Между деревьями — только птицы и солнце. И ни души. За что спасибо тем, кто четверть века назад добился присвоения уникальной территории заповедного статуса.


Подумалось еще вот о чем. Да, нет в Беларуси своего моря. И не будет. Но есть прекрасные озера. Почему большинство из них лишены инфраструктуры? Ведь и Куршская коса стала курортом не по умолчанию, а выросла в туристическое место из обычных рыбацких деревушек. Там каждый уголок облагородили и распиарили. Даже местные литовско–немецкие кирха и кладбище в Ниде — достопримечательности. Хотя всего–то неоготика и несколько причудливых деревянных крестов. Но поработали искусствоведы, составители путеводителей — и туда все ходят, смотрят, удивляются. А у нас Денис Романюк издал альбом белорусских деревянных крестов, но за их музеефикацию никто не взялся.


Или Заславское водохранилище. Купальня без достопримечательностей. Но не так далеко — древний Заславль, облагороженный, кстати, к предстоящему Дню письменности. Вокруг прекрасная природа (чем–то пейзаж похож на куршско–балтийский). Так, может, когда–нибудь и здесь появятся симпатичные домики с ночлегом, стоянки для машин, ухоженные пляжи, множество приличных ресторанчиков? Мечтаю... Говорят, рано или поздно мечты сбываются.

Фото Александра ГИЛЯ.


vk@sb.by


Советская Белоруссия №160 (24541). Суббота, 23 Августа 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter