Минский аукционный дом «Парагис» — любимое место встреч художественных ценностей с большими деньгами

Картина на миллион

Минский аукционный дом «Парагис» — любимое место встреч художественных ценностей с большими деньгами...
Аукционные дома, скандальные легенды, большие деньги — вот те кровеносные сосуды, которые уже много лет питают мировой арт–рынок. Они — беспроигрышное средство оживить слишком уж хрестоматийный ландшафт мира высокого искусства. Минский аукционный дом «Парагис» — любимое место встреч художественных ценностей с большими деньгами. Не так давно с подачи аукционного дома в поле зрения искусствоведов попала ранее неизвестная картина из коллекции Несвижского замка с изображением Николая Черного Радзивилла. Цена работы — от 700 тысяч до одного миллиона евро. В художественных кругах тут же заговорили о том, что полотно, мол, никогда не принадлежало роду Радзивиллов, а значит, его стоимость смешна и завышенна. Впрочем, директору «Парагис» Андрею Березину ничто не мешает стоять на своем: картина подлинная. Как, когда и при каких обстоятельствах она вышла из тени и попала в «Парагис»?

Начнем с версии самого Березина.

Эта история началась пять лет назад. В «Парагис» обратилась жительница одного из пригородов Несвижа. Рассказала, что получила картину в наследство от родственников, которым, в свою очередь, артефакт достался перед самой оккупацией Польши немецкими войсками. Якобы в 1939 году управляющий Несвижским замком принял решение раздать доверенным лицам картины из княжеской галереи, чтобы спасти фамильное богатство Радзивиллов. В вихре последующих военных событий о коллекции просто–напросто забыли. Предметы из нее надолго выпали из поля зрения искусствоведов. И вполне вероятно, что некоторые из потомков тех крестьян по сей день являются счастливыми обладателями ценных раритетов. О чем, возможно, даже и не подозревают.

Поначалу картина особого интереса у Березина не вызвала. На первый взгляд — обычный антиквариат. Тем более изображенный на ней исторический сюжет — совсем неколлекционного формата. Забегая вперед, скажу: кисть неизвестного мастера вывела на холсте сидящего на троне императора Священной Римской империи Карла V и преклонившего перед ним колени Николая Черного Радзивилла. Справа и слева от них расположились имперские курфюрсты: архиепископ Майнца, архиепископ Трира, архиепископ Кельна, король Чехии и Богемии, курфюрст Рейн–Пфальца, курфюрст Саксонии и маркграф Бранденбурга. Естественно, документов на картину у владелицы не было. Но Березину, по его словам, хватило одного взгляда, чтобы понять главное: работа подлинная.

— Чтобы выставить картину на аукцион, а затем и продать, нам необходимо было получить заключение экспертов. Анализ провели специалисты Института физики Национальной академии наук и Национального художественного музея Беларуси. По результатам химического и лазерно–спектрального исследований ученые пришли к выводу, что произведение могло быть написано примерно в XVI — XVII веках. Они также установили, что на полотне имеются следы позднейших реставрационных работ, которые проходили где–то во второй половине XVIII века.

Атрибуционную экспертизу доверили Алексею Довнар–Запольскому. Ученый доказал: все предметы и лица, изображенные на полотне, соответствуют исторической действительности, элементы несоответствия закрались лишь в некоторые детали. Определить эпоху историку помогла надпись в верхней части полотна, сделанная, вероятно, самим автором, исходя из общепринятых традиций того времени, на латыни. В переводе — «Император Карл V на Аугсбургском собрании назначает Николая, сына Яна, и его потомков князями на Олыке и Несвиже, находящихся под властью Николая с 1545». Смысл воспроизведенной жанровой сцены прост: Николай и его наследники получают титул и герб князей Священной Римской империи на Олыке и Несвиже. В результатах комплексной экспертизы Алексей Довнар–Запольский хоть и уверен, но говорить предпочитает осторожно:

— С большой долей вероятности могу предположить, что картина подлинная и вполне могла висеть в одном из залов родового замка князей в Несвиже.

Единственное, что осталось под вопросом, — авторство работы. А ведь это ключевой момент. Дело в том, что покупателю часто не так важно, откуда и какого века картина, его привлекает почерк мастера, что, в свою очередь, влияет на стоимость произведения.

«Парагис» провел несколько экспертиз, но результатов — ноль: определить авторский почерк или художественную школу так и не удалось. Впрочем, Андрею Березину это только на руку:

— Несколько столетий назад род Радзивиллов был одним из самых состоятельных в Европе, их портреты писали ведущие мастера Голландии и Италии. Известны даже несколько работ, написанных по заказу Радзивиллов самим Тицианом. Кто знает, может, и это полотно принадлежит кисти знаменитого итальянца. Представляете, насколько тогда возрастет ее аукционная стоимость?..

Пока желающих заполучить уникальную, по словам Березина, картину в личную коллекцию по–прежнему не наблюдается, хотя полотно выставлено на продажу еще пять лет назад. Директор «Парагис» этого факта даже не скрывает. Разводит руками: мол, что поделаешь, не готово еще наше общество к таким покупкам. Однако у потенциальных обладателей лишнего миллиона евро вопросы вызывает не столько стоимость картины или результаты экспертизы, сколько ее сомнительная легенда. Сам Андрей Березин не видит в этой истории ничего странного. Утверждает даже, что прецедент, когда ему приходилось иметь дело с работой из этой же коллекции, уже был:

— В 2005 году в «Парагис» обратился человек с картиной мифологического содержания и рассказал точно такую же легенду. Мол, перед оккупацией в конце 30–х годов его предкам из окрестностей Несвижа досталась картина из коллекции Радзивиллов. То есть получается, что у двух незнакомых друг с другом человек имеются две картины из Несвижского замка с одной историей. Оснований, чтобы в нее не поверить, лично у меня не было никаких.

Кстати, дочь последнего хозяина Несвижского замка 96–летняя Эльжбета Радзивилл, побывав в «Парагис», признала в картине фамильную ценность. Мол, действительно, была у покойного папеньки такая работа. Пани Радзивилл даже вспомнила, в каком зале висела эта картина. Однако выкупить полотно не пожелала. Андрей Березин тут же заявил, что уникальной находке самое место в родных стенах:

— Я бы не хотел, чтобы картина попала в частную коллекцию, где ее вновь могут спрятать за семью замками. Она должна вернуться на свое прежнее место в Несвижский замок.
На предложение выкупить работу директор Национального историко–культурного музея–заповедника «Несвиж» Сергей Климов ответил отказом:

— В XVIII веке дворец в Несвиже был сожжен вместе со всем имуществом. Естественно, ни о каких сохранившихся оригинальных работах не может идти и речи. Эта картина — обычная копия конца XVIII столетия, не представляющая никакой художественной ценности. Разве что историческую, да и то только для Несвижского замка... Все заявления о ее миллионной стоимости есть не что иное, как громкая PR–акция. Красная цена полотна на европейских аукционах — не более 6 тысяч евро, мы же, учитывая ее ценность для Несвижа, готовы были заплатить 25 тысяч долларов. За эти деньги нам ее продать отказались.

Андрей Березин парирует, что оценка стоимости картины директором «Несвижа» субъективна и сделана без заключения экспертизы:

— После такой оценки у коллекционеров вряд ли возникнет желание сотрудничать с музеями. Поэтому в нашей стране и процветает черный рынок антиквариата, оборот которого на сегодняшний день составляет около 500.000 миллионов в год.

Трудно сказать, чего во всех этих свидетельствах больше, — беспристрастной констатации фактов или простых человеческих чувств. Развязки у этой интриги пока нет. Да и чем может закончиться история, в которой участвуют картина стоимостью один миллион евро, Николай Черный Радзивилл, наследники Несвижского замка и аукционный дом «Парагис»? Так что можно с уверенностью ожидать «продолжения банкета»...

А пока картина украшает собой стены аукционного дома, уютно расположившегося на первом этаже «Президент–отеля». Андрей Березин по–прежнему активно рассылает предложения об участии в аукционе возможным покупателям, не только белорусским, но и зарубежным. Однако здесь есть нюанс. Если новым владельцем картины станет иностранец, вывезти полотно за границу ему не удастся. По законодательству антиквариат, имеющий статус достояния страны, не может покидать ее пределов. Экспонироваться за рубежом работа сможет только с разрешения Министерства культуры.

В чем историческая ценность

Присвоение Николаю Черному Радзивиллу княжеского титула — одно из ключевых в истории рода Радзивиллов. К середине XVI в. Радзивиллы относились к числу богатейших фамилий Великого княжества Литовского, однако формально все еще находились в низших рядах феодальной иерархии. Титул князей Священной Римской империи Радзивиллы впервые получили еще в 1518 году, но в 1546 году эта ветвь рода угасла. Николай Черный Радзивилл получил титул князя для себя и потомков, а также добился распространения титула на своих братьев. Это произошло на Аугсбургском собрании в декабре 1547 года.


leonovich@sb.by

Советская Белоруссия №150 (24531). Суббота, 9 августа 2014 года

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter