Каплан из Рогачева

Земляки выдающегося художника, выходца из Беларуси, познакомятся с его выставкой

Земляки выдающегося художника, выходца из Беларуси, познакомятся с его выставкой


«СОЮЗ» уже рассказывал о даре российских коллекционеров Людмилы и Исаака Кушнир витебскому музею Марка Шагала. Они передали рисунки, офорты выдающегося художника, иллюстратора, одного из лидеров ленинградской школы графиков Анатолия Каплана. Для директора шагаловского музея Людмилы Хмельницкой обладание такой коллекцией — приятный подарок. В планах музея, пояснила она, показать работы Каплана и в других белорусских городах, а в первую очередь — в Рогачеве.


Дело в том, что Анатолий Львович Каплан родился в начале ХХ века именно в этом провинциальном городке, помеченном в ту пору «чертой оседлости». Здесь одаренный мальчик впервые взял в руки акварельные краски, скопировав несколько цветных открыток. А потом подрабатывал, живописуя вывески для рогачевских сапожников...


Став учителем рисования в местной школе, он понял, что вряд ли сможет довольствоваться столь приземленным творчеством. В двадцать лет, в 1922 году, он отправился из родного захолустья поступать в Петроградскую академию художеств. Там Каплан получил образование, но не обрел школы: в схватке старых академических традиций и новаторства Татлина и Пуни он не испытал глубокого влияния, никому не подражал, обретя самостоятельность и избирательность своих тем в искусстве.


Родина всегда тянула молодого художника. Бывая в Рогачеве, он рисовал хибарки ремесленников, сценки на местном базаре, пристань, портреты родных...


В конце 30–х годов Анатолий Каплан сделал свой выбор. Литография — новая техника, которую он с пылом стал осваивать. Совсем не случайно один из первых циклов его работ получил название «Красиловка»: вымышленное название еврейского местечка. Хотя со всех эстампов проступали знакомые рогачевские черты и детали.


Илья Эренбург считал: в своем творчестве Анатолий Каплан близок Марку Шагалу (конечно, не случайно сегодня питерские коллекционеры передали картины Каплана в шагаловский музей). Роль витебского мэтра, разумеется, прослеживается в творчестве Анатолия Львовича. Но его полотна более реалистичны, менее сказочны — влюбленные не парят над родным городом, не ошеломляют зрителя. Каплан через все свое творчество несет сострадание к людям, с которыми вместе рос, терпел нужду, запреты, создается впечатление, что он в чем–то ограничивает себя, не позволяет открыть «душевные шлюзы».


Как и многие художники 50–60–х годов прошлого века, А. Каплан испытывал определенные рамки для самовыражения, а потому много занимался книжной иллюстрацией. Среди лучших — его хрестоматийные иллюстрации к «Тевье–молочнику» Шолом–Алейхема, к еврейским народным сказкам.


Питерские меценаты сделали великое дело, передав каплановскую графику «под крыло» его белорусского собрата Шагала. Исаак Кушнир начал собирать картины Анатолия Каплана в середине 1970–х, усмотрев в них и свое местечковое детство. А после смерти художника в 1980 году выкупил большую часть художественного наследия у родственников Каплана.


Добавим, графические произведения Каплана, без преувеличения открывшего новую страницу в искусстве литографии, хранятся в музеях Нью–Йорка, Иерусалима, Амстердама, Лондона, Ватикана, Дрездена, Канады. Порадуемся и за жителей Рогачева: им выпала удача еще раз встретиться со знаменитым земляком.


Александр Иванов


САНКТ–ПЕТЕРБУРГ — ВИТЕБСК

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter