Илья Авербух представил в Минске новое ледовое шоу "Одноклассники"

Как закалялся лед

Звездный час каждого большого спортсмена — золотое олимпийское мгновение. В 2002 году в Солт–Лейк–Сити всего один судейский голос повелел танцевальной и на тот момент супружеской паре Ильи Авербуха и Ирины Лобачевой испытать мгновение лишь серебряное. Но звездный час Ильи Авербуха все равно пробил. Четыре года спустя он заставил прильнуть к телеэкранам многомиллионную аудиторию: ледовые состязания звезд фигурного и кинотеатрального мира сомкнулись вокруг зрителей плотным кольцом и побили все возможные телевизионные рейтинги. Почва оказалась на удивление благодатной, поэтому пару лет назад уже не фигурист, а видный продюсер Авербух рискнул дать старт новой серии проектов — по городам и весям покатило музыкально–ледовое шоу во главе со звездами российского и мирового фигурного катания.

И вот Авербух и компания снова на пути в Беларусь. За две недели до премьеры шоу «Одноклассники» Илья специально заглянул в Минск, чтобы презентовать проект–новинку.

Поговорить «за жизнь» прославленный фигурист, впрочем, тоже не отказался.

— Хотел бы сказать много хорошего о Минске, но вы наверняка сочтете это подхалимством. Да и о пресловутой уличной чистоте вам, журналистам, наверняка говорили уже процентов девяносто приезжающих сюда артистов...

— Девяносто девять.

— Вот видите, тогда повторяться не буду. Признаюсь лучше в другом: я обожаю трассу Москва — Минск. Последний раз приезжал в Беларусь на чемпионат мира по хоккею, расстояние в 700 км преодолел за шесть часов. Являюсь, конечно, злостным нарушителем. Но как иначе, если эта дорога буквально создана для быстрой езды?


— «Письма счастья», выходит, часто получаете?

— Все штрафы честно оплачиваю. Сотрудники ГАИ на дорогах, конечно, узнают, но это ничего не меняет. Никаких поблажек мне никто не делает. С белорусскими гаишниками, к слову, невозможно договориться, все очень принципиальные. Нарушил — плати штраф. И точка.

— Илья, сейчас у вас самая горячая пора — на российском Первом канале стартовало новое шоу «Танцуй!», параллельно идет гастрольный тур «Одноклассников». Создается впечатление, будто все, к чему вы прикасаетесь, просто обречено на успех.

— Наверное, сказывается большой опыт продюсирования. Начиная с 2006 года я сделал около десяти проектов. Семь из них прошли по классической схеме: фигуристы обучали звезд эстрады и шоу–бизнеса кататься на коньках. Когда задумывал первый сезон «Звезд на льду», на успех даже не рассчитывал. Для меня это был такой бросок в неизвестность. Неясно было, как отреагируют зрители. Могли ведь вообще не смотреть. Кто–то даже говорил: что, мол, это за ужас на льду, зачем позорить фигурное катание? Но неожиданно для меня программа выстрелила, рейтинги были просто ломовые. И хотя проект задумывался в первую очередь как телевизионный, он популяризировал фигурное катание. Как следствие — по всей стране стали открываться катки и школы фигурного катания, коньки буквально сметались с полок магазинов...


— Помнится, примерно в это же время на волне популярности проекта ваша бывшая супруга Ирина Лобачева открыла в Гомеле школу фигурного катания.

— Беларусь для нашего вида спорта — это страна–мечта. Идея открыть здесь школу принадлежала Ире, и она несколько лет разрывалась между Москвой и Гомелем. Ира приезжала на мастер–классы, но они, сами понимаете, не являлись полноценными тренировками. Мастер–класс — это, скорее, толчок и мотивация к дальнейшей работе. К сожалению, со школой в итоге не сложилось.

— Почему закрыли?

— Все и всегда упирается в финансирование. Кроме того, очень остро ощущалась нехватка специалистов. И эта ситуация характерна не только для Беларуси, но и для России. Все почему–то привыкли, что хоккейным и футбольным тренерам нужно платить много, а всем остальным — по остаточному принципу. Грамотный профи — товар штучный, каждый из них буквально на вес золота. В фигурном катании как ни в одном другом виде спорта очень важна индивидуальная работа со спортсменом. Результат — это показатель успешности не только спортсмена, но и его тренера.


— Главной звездой Сочи–2014 стала 16–летняя Юля Липницкая, которой вы ставили короткую произвольную программу. Но после Олимпиады Юля не одержала ни одной громкой победы. Как считаете, в чем причина? Говорят, дело в черной кошке, которая пробежала между ней и ее наставницей Этери Тутберидзе...

— Знаете, женское одиночное катание — очень непредсказуемый вид спорта. Как, впрочем, и все, что связано с женщинами. На девушек ставить невозможно, никогда не угадаешь, кто выстрелит, а кто останется на вторых ролях. В этом сезоне у Юли пока не слишком ладится, но, уверен, она найдет в себе силы и вернется в строй. Хотя, признаться честно, будущее российского фигурного катания я вижу за Леной Родионовой. Ей всего шестнадцать, но она уже очень технична и эмоциональна. Вообще, главное в спорте — это перетерпеть. Талантливых много, но звездами становятся единицы. Многие не выдерживают быстрорастущей славы и ломаются. Думают, что если уйдут, хлопнув дверью, то за ними все побегут и будут уговаривать остаться. Но это не так. Незаменимых, к счастью или сожалению, нет.

— Илья, а есть вероятность, что мы когда–нибудь увидим на льду вашего сына Мартина?

— Продолжит ли он семейную династию? Вряд ли. На коньках Мартин катается, спортом занимается, но только для общего развития. Он у меня уже большой мальчик, недавно исполнилось 11 лет. Мартин посещает хорошую гимназию, где большое внимание уделяется иностранным языкам.


— А школьными проблемами делится? Просит советов?

— Советов не даю, разве что учу не дружить всем классом против кого–то.

— Свои школьные годы часто вспоминаете? Наверняка в проекте «Одноклассники», который вы привезете в Минск, есть и частичка вашей личной истории.

— Честно говоря, школьные годы прошли как–то мимо меня. Я был середнячком, перебивался с «тройки» на «четверку». С поведением у меня тоже не очень ладилось, родителей постоянно вызывали в школу. Но они закрывали на это глаза, потому что на первом месте у меня всегда был спорт. На встрече одноклассников был один раз и многих узнал с большим трудом. Хотя у меня есть друг Роман, с которым мы общаемся с первого класса. Он не спортсмен и никак не связан с шоу–бизнесом. У нас очень теплые отношения, он может меня подколоть, опустить на землю. Наши сыновья тоже дружат.

— А поддерживаете связь с кем–то из участников «Ледникового периода»? Читала, что вы большие приятели с Маратом Башаровым.

— Мы — друзья. Марат даже принимал участие в моем спектакле «Огни большого города». Сейчас, когда в его жизни наступила не самая светлая полоса, я стараюсь его поддерживать. Я всегда был и буду на его стороне.


— Даже в ситуации, когда он избивает свою жену?

— В мире не все так однозначно. Конечно, я мог бы сейчас сказать, что знать его не знаю и не хочу иметь с ним ничего общего. Но это неправда. Он — мой друг.

— Настоящая мужская дружба, получается, существует?

— Получается так. Дружба — это не тогда, когда тебя кто–то спасает. Это когда тебе комфортно с человеком. Когда не нужно ничего объяснять и оправдываться. Дружба для меня — это в первую очередь разговор, нормальное человеческое общение.

— Раскройте напоследок тайну, которая мучает меня уже долгое время: действительно ли можно научиться кататься на коньках всего за несколько серий телепроекта?

— Марат Башаров, Егор Бероев, Чулпан Хаматова, Юля Ковальчук со своими задатками вполне могли бы выступить на Олимпиаде при условии, если бы начали тренироваться с пяти лет и не играли бы в кино и театре. На проектах мы используем методику натаскивания: учим базовым упражнениям, на которые уже потом нанизываем все остальные. Одни участники учатся быстро, другие не могут побороть страх льда, боятся упасть. Но самая главная мотивация для артистов — это страх. Проект ведь смотрят не только друзья–товарищи, мамы–папы, но и многомиллионная аудитория. Поэтому страх, что их потом будет обсуждать вся страна, порой заставляет артистов делать на льду удивительные вещи. А мне от них только это и нужно.

Кстати

Шоу «Одноклассники» — это история школьных приятелей, которые когда-то вместе учились и встретились спустя годы. 13 марта на лед «Минск-Арены» выйдут Татьяна Навка и Роман Костомаров, Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин, Мария Петрова и Алексей Тихонов, Оксана Домнина и Максим Шабалин, Албена Денкова и Максим Ставиский, Маргарита Дробязко и Повилас Ванагас, Елена Леонова и Андрей Хвалько, а также Алексей Ягудин и ледовые акробаты Владимир Беседин и Алексей Полищук.

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 43 (24673). Пятница, 6 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter